12 потребительских трендов 2019-2020

25 февраля 2020

Бизнесу важно знать потребительские тренды, потому что это про деньги. Поймали тренд — получили клиентов. Поймали тренд раньше остальных — опередили конкурентов. 25 февраля на бесплатном мастер-классе Юлии Рублевской участники разобрали 12 мировых трендов современных потребителей. Поделимся этими трендами с вами. И советуем сразу подумать, на какие тренды может откликнуться ваш бизнес.

МК Рублевская 25.02 .JPG

Перечень мировых трендов потребительского поведения составила компания Euromonitor International. Большинство перечисленных трендов масштабно развернулись в европейских странах. В России пока только набирают обороты — у вас есть шанс быть в числе первых.

Тренд — это то, что только начинается, чего еще нет повсеместно. Тренд показывает динамику роста в последние три года и может вырасти в широкомасштабное явление. Тренды позволяют бизнесу делать мощные рывки (Growth Hacking). Особенно это полезно для компаний, которые чувствуют застой и не знают, как получить быстрые результаты.

1. Отрицание возраста

Люди от 55 лет больше не рассматривают возраст как преграду для полноценной и активной жизни. Это не наши бабушки и дедушки, которые выбрали стиль жизни пожилых людей. Передовые «пенсионеры» равняются на молодых: они осваивают новые технологии, путешествуют, участвуют в социальной жизни.

Бизнесу интересен «возрастной» сегмент, потому что у него есть деньги и свободное время (дети выросли, карьерная гонка отошла на второй план — хочется пожить для себя).

Примеры бизнесов для возрастных клиентов:

  • Онлайн-сервис Cognifit предлагает комплекс упражнений для развития мозга, в том числе при различных возрастных заболеваниях: деменция, альцгеймер, склероз и т. д.
  • OLDUSHKA: первое в России модельное агентство, работающее исключительно с пожилыми людьми.

2. Возвращение к истокам

Предпочтение home made и локальных товаров продуктам массового производства. Всё больше брендов, ассоциирующихся с национальной культурой или регионом, выходят на международные рынки. Тренд ярче всего проявляется в спросе на продукты питания и косметику: фермерские продукты местного производства, крафтовые продукты, косметика из местных ингредиентов.

Примеры бизнесов с локальными продуктами:

  • LavkaLavka — торговая площадка, «фермерский кооператив», Москва.
  • Tito’s handmade Vodka — производство водки только в Остине, штат Техас.

3. Осознанное потребление

Люди хотят знать, что они едят, пьют, откуда продукция и как она влияет на экологию. Им важно минимизировать негативные последствия неосознанного потребления. Растет спрос на товары растительного происхождения, искусственный мех и кожу, товары-заменители молока и мяса. Все больше людей отказываются от пищи животного происхождения.

Осознанные потребители ценят честную информацию от производителя, даже если это не позитивная информация. Они ценят прозрачность процессов: когда компания рассказывает, как и из чего производится продукт, какие этапы контроля проходит.

Примеры бизнесов, ориентированных на осознанное потребление:

  • Британский интернет-магазин одежды Asos выводит из продажи товары из натуральной кожи и меха.
  • «УлечеПоле» — московская сеть магазинов продуктов питания по стандартам органического производства.

4. Цифровое сближение

Все больше людей используют интернет не только для развлечения и получения информации, но и для переживания совместного опыта и эмоций. Соцсети делают ставку на фото и онлайн-трансляции, набирают популярность кооперативные онлайн-игры и онлайн-свидания.

Примеры бизнесов:

  • Oksusu Social VR: приложение виртуальной реальности, для которого необходимы VR-очки. У каждого пользователя есть личный аватар, который передает жесты и мимику человека. Приложение позволяет перемещаться по виртуальным локациям, смотреть концерты, фильмы, слушать музыку вместе с друзьями.
  • «Яндекс.Пробки» — онлайн-сервис, который позволяет пользователям обмениваться информацией о ситуации на дорогах.

5. Каждый эксперт

Падает доверие к классической рекламе и растет доверие к отзывам, рекомендациям блогеров и лидеров мнений.

Падает число «приверженцев бренда. Так, в 2019 году почти 90% российских потребителей регулярно переключаются между брендами. Пять лет назад бренды меняли в полтора раза меньше людей.

Особенно равнодушны к брендам миллениалы и поколение Z. Они больше ценят качество и удобство, чем ярлыки.

Примеры бизнесов, ориентированных на «народных экспертов»:

  • Wirecutter — американский сайт, на котором делают обзоры товаров известные люди.
  • Auto.ru — приложение для продажи б/у авто, проверки пробега, юридической чистоты и участия в ДТП.

6. JOMO

На смену FOMO («синдрома упущенной выгоды») в 2019 г. приходит JOMO («радость упущения»). Жизнь в digital перестает быть формой социального обязательства. Снижается потребность быть всегда online

Многозадачность перестает быть в тренде, растет желание упрощения и концентрации на одном деле. JOMO-люди возвращаются в офлайн, читают бумажные книги, посещают живые мероприятия, выбирают для досуга места без WI-FI.

Пример бизнеса с ориентацией на JOMO: «ВсеВыключено» — лагерь для взрослых в Казани, в котором запрещено пользоваться гаджетами.

7. Я могу сам о себе позаботиться

Это тренд выражается в желании покупать продукты, которые позволяют не обращаться к профессионалам: вкусно готовить дома, проверять качество продуктов, следить за здоровьем и так далее.

Примеры продуктов и сервисов, ориентированных на «самостоятельных» потребителей:

  • TellSpec — устройство для анализа пищевых продуктов.
  • Приложение клиники DOC+ позволяет получить первичную консультацию специалиста online.

8. Мир без пластика

Это одно из проявлений осознанного потребления. Европейские потребители готовы платить больше за экологичные и перерабатываемые товары.

Примеры «экологичных» бизнесов:

  • IKEA запланировала к 2020 году вывести из оборота одноразовый пластик из торговых точек и ресторанов.
  • UtiStile — проект новосибирского эколога Вероники Кальнеус: технология переработки пластика в материал для одежды и аксессуаров.

9. Хочу сейчас!

Время становится одним из главных ресурсов, за который согласны платить все больше. Люди стали ценить свое время: они не хотят стоять в очередях, долго выбирать товары и услуги.

Примеры бизнесов, помогающих экономить время:

  • Amazon Go — первый американский супермаркет без касс и продавцов. Товары можно складывать сразу в сумки и пакеты, минуя кассы. Сенсоры на полках контролируют суммарную стоимость покупки.
  • «Собака –Гуляка» — сервис по передержке, выгулу и присмотру за собаками во время отсутствия хозяина.

10. Жизнь в одиночестве

Тренд задают разведенные, овдовевшие или жившие всю жизнь одни люди в возрасте 50+. У одиноких людей свой способ потребления: они не хотят переплачивать за бренды или люксовые вещи, выбирают недорогие и практичные товары, которые можно перепродать. С удовольствием пользуются шерингом и арендой.

Примеры бизнесов для одиноких людей старше 50 лет:

  • The Freebird Club: Онлайн-платформа для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья. Чтобы присоединиться к сообществу, пользователю должно быть больше 50 лет.
  • Несиделки.ру — служба сиделок оказывает не только помощь и профессиональный уход, но и вовлекает клиента в посильную активность: гимнастика, прогулки, тренировка памяти и зрения.

11. Хочу продукт «точно под меня»

Желание получать эксклюзивный продукт, изготовленный по индивидуальному заказу, например, готовая еда по рецепту или сшитый на заказ костюм. Потребители готовы платить больше за исполнение конкретных пожеланий, но при этом не хотят раскрывать личную информацию. Такие люди отдают предпочтение онлайн-сервисам кастомизации без личного общения с продавцами и с гарантией сохранения конфиденциальных данных.

12. Нарастающий спрос Z поколения

Поколение Z — те, кто родился в 2000–2019 годах. Сегодня многие «зеты» уже зарабатывают деньги и начинают занимать весомую часть потребителей. Что бизнесу важно знать о «зетах»:

  • Они за интересную работу, а не просто источник дохода.
  • Им трудно взаимодействовать с людьми, они вспыльчивы, не умеют работать в сложных и кризисных ситуациях.
  • Они более социальны, глобальны, за равенство и толерантность.
  • «Живут» в интернете, например, они транслируют в среднем 23 часа видеоконтента в неделю и используют социальные сети несколько раз
  • Реалистичны: не сорят деньгами, не верят брендам и традиционной рекламе. При этом они поддаются умелым манипуляциям, когда эксплуатируют их ценности: ты другой, ты особенный, мы тебя понимаем.

Хотите получить больше маркетинговых инсайтов? Записывайтесь на курс «Технологии современного маркетинга» или «Mini-MBA: Директор по маркетингу». На первом курсе мы даем маркетологам более 50 эффективных методик привлечения, удержания и возврата клиентов. На втором — готовим руководителей высшего уровня в области стратегического маркетинга и развития компании.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям