8 апреля 2019
Если спросить любого руководителя отдела продаж, важно ли, чтобы менеджеры были ответственными, 10 из 10 ответят: «Да! Конечно!». Но следующий вопрос поставит в тупик многих. Он звучит так: «А как вы поощряете ответственность ваших менеджеров? И сколько сил вы как руководитель „инвестируете“ в то, чтобы ваши менеджеры были ответственными»?
О том, какими своими действиями РОПы сами «убивают» ответственность в менеджерах и как нужно вести себя, чтобы поощрять и взращивать ответственность в подчинённых, мы говорили на мастер-классе Дениса Ярцева, нашего нового бизнес-тренера из Москвы, консультанта в области построения и повышения эффективности отделов продаж, кандидата психологических наук.
Разговор получился очень насыщенным и зарядил энергией. Много смеялись, иногда сквозь слёзы, узнавая себя в примерах, которые приводил Денис. Разбирали вопросы участников, рассуждали, делились опытом.
«Ответственность менеджеров облегчает жизнь и работу руководителя. Меньше внимания, реже контроль, больше уверенности в будущем результате», — вбрасывает первую провокацию Денис. Публика кивает. Кажется, все очевидно. А вот в жизни… Как бы не так…
Глядя в глаза такой правде, невольно становится грустно: «Неужели РОПы осознанно делают то, что делают? Ведь все в унисон повторяют, что хотят видеть рядом с собой ответственную команду, на которую можно положиться. Как происходит, что руководители своими действиями сами «убивают» ответственность своих менеджеров — мы разобрались в этом вместе с Денисом и выделили пять основных ошибок, которые допускают руководители отделов продаж.
Многие руководители очень любят раздавать «рецепты» своим подчинённым — как нужно сделать, как поступить правильно в той или иной ситуации и т. д. И это самый короткий путь к «бездумию». «Рецепты» «отключают головы» менеджеров и формируют «синдром выученной беспомощности». Это когда по любому «чиху» подчиненный идёт к руководителю, чтобы получить ответ. А начальник уже и сам не рад: «Заладили ходить! Совсем сами думать перестали!». Всё верно, зачем думать, если начальник всё знает…
Спросите руководителя, какая из его функций главная? «Постановка задач» будет в лидерах. Но что значит «поставить задачу» сегодня? Сама эта функция претерпевает серьёзные изменения. И вот почему — значительная часть задач менеджера по продажам сегодня исходит не от руководителя, а из информационной системы. Представьте, приходит менеджер на работу, открывает свою Amo, Битрикс, Мегаплан или любую другую CRM-систему, и сразу же перед его глазами список задач — на день, неделю, месяц…
В такой реальности функция руководителя — создавать обстоятельства осознания задачи, формировать отношение к ней, обсуждать с менеджером возможные способы её достижения, формулировать критерии оценки успешности выполнения.
К сожалению, этот способ управления всё ещё популярен. И причина этой грустной популярности в том, что способ этот удобен: он не требует от руководителя никаких инвестиций в сотрудников и с его помощью легко самоутверждаться. К тому же, работа с менеджерами, которые подавлены чувством собственной неполноценности, не требует продвинутых управленческих навыков.
Распознать такого руководителя легко, обычно он начинает разговор примерно так: «Ну, что у тебя опять не получилось?», «Бедняга ты мой, и в чём затык?», «Что ж, давайте посмотрим, где вы опять налажали»…
Что обычно делают, когда менеджеру удалось заполучить крупного клиента или заключить долгожданную большую сделку? Правильно, радуются и заказывают пиццу, чтобы отпраздновать победу всем офисом!
Вместо этого хорошо бы вложить эту эмоциональную энергию в то, чтобы проанализировать, за счёт чего все получилось, что повлияло на результат и как можно поступить в следующий раз, чтобы сделать ещё лучше.
Пока как таковой культуры обратной связи в российских компаниях не сформировалось. Многим руководителям кажется, что тот импровизированный поток сознания, который они обрушивают на подчинённых, и есть «обратная связь». Но чтобы правильно давать обратную связь, нужно владеть данным инструментом. Это технология, требующая навыков.
Еще одно очень важное качество руководителя — умение включаться в отрицательный опыт содержательно, сохраняя эмоциональный нейтралитет.
Вот пять ошибок, которые мы разобрали на мастер-классе с Денисом Ярцевым. Сам Денис отметил, что как показывает его практика, зона ближайшего развития руководителей — развивать в себе навыки, поощряющие ответственное поведение сотрудников. Сегодня для этого есть все инструменты.
Хотите узнать больше о том, как воспитать ответственных менеджеров? Нужны инструменты, чтобы выстроить работающую систему продаж в компании? Записывайтесь на наши курсы по теме продаж!