Корпоративные проекты от ВЭШ: что это такое, какие форматы включают, какие задачи решают

21 августа 2025

Рассказываем, что мы в Высшей экономической школе подразумеваем под корпоративным проектом, какие форматы взаимодействия предлагаем, с какими запросами к нам приходят и почему мы выбираем партнерский подход. Также подробно останавливаемся на корпоративном обучении и показываем, как выстраиваем по нему работу.

veshk_1_Three_different_cooking_pots_on_one_table_eac.png

Содержание:

Что такое корпоративный проект от ВЭШ

Корпоративный проект — это комплексное решение задачи по развитию персонала или повышению эффективности бизнеса, которое мы разрабатываем под запрос. Между собой мы с любовью называем это направление деятельности «корпоративкой». Оно включает не только программы обучения, но и бизнес-симуляции, стратегические сессии, оценку персонала, экспертные консультации и другие форматы.

Рассмотрим на паре примеров, в каких случаях организации обращаются к нам за корпоративным проектом.

  • В компании сформировали новую топ-команду из сотрудников, которые раньше работали в этой же организации руководителями среднего звена. Чтобы развить управленческие компетенции и обеспечить эффективную совместную работу команды, компания обращается к нам. Мы предлагаем следующее решение: корпоративное обучение, которое включает бизнес-симуляцию и тренинг по развитию управленческих навыков. На бизнес-симуляции участники учатся работать в команде и на практике видят, какие совершают ошибки. После этого на тренинге разбирают недочеты и тренируются действовать по-новому.
  • Молодая айти-компания быстро растет и сталкивается с новыми вызовами, а привычные методы управления уже не работают. Появляется разрыв в коммуникации между отделами, качество разработки айти-продуктов снижается. Тогда компания обращается к нам, чтобы наши эксперты провели комплексную оценку персонала, выявили сильные и слабые стороны руководителей и разработали программу обучения для развития соответствующих компетенций.

ВЭШ как образовательный партнер для бизнеса — что это значит

Мы реализуем партнерский подход в сотрудничестве с заказчиками. Это означает, что мы внимательно изучаем ситуацию и запрос и совместно ищем подходящее решение. Каждая компания и обстоятельства, в которых она оказалась, — уникальны, поэтому типовые решения подходят далеко не всегда.

Например, две разные компании столкнулись с похожей проблемой — снизилась эффективность производства. При общении с заказчиками из каждой компании выясняется, что у первой высокая текучесть кадров, поэтому ей нужно работать над удержанием персонала. У второй компании причина в другом — квалификации персонала не хватает, чтобы справляться с новыми требованиями к выпускаемой продукции, поэтому нужно дополнительно обучить сотрудников. Проблема одна, а решения разные.

При обращении в ВЭШ вам не придется тратить время на поиск экспертов, бизнес-тренеров и образовательных учреждений. Вам не нужно изучать множество программ, чтобы выбрать подходящую. Вы можете прийти к нам, рассказать о своей задаче и получить эффективное решение.

Мы выступаем в роли образовательного партнера для бизнеса и работаем с компаниями вдолгую. Это позволяет глубже вникать в специфику и культуру компании, улавливать изменения и подбирать актуальное обучение с более тонкими настройками.

Какие форматы корпоративных проектов мы предлагаем

Раньше компании считали, что решить проблему можно одним тренингом. Например, если не налажено кросс-функциональное взаимодействие, то достаточно направить команду на тренинг, чтобы сотрудники научились ладить. Сейчас мы видим, что современные руководители понимают — дело не в каком-то одном процессе, а в совокупности причин, по которым все работает не так, как должно.

Поэтому все больше заказчиков обращаются за корпоративными проектами, рассчитывая получить более системное решение. Такой подход позволяет применить разные форматы и решить проблему комплексно, со всеми связанными звеньями.

Мы комбинируем форматы или используем их по отдельности — все зависит от потребностей заказчика.

Обучающие программы — это образовательные продукты, которые направлены на передачу знаний и развитие профессиональных навыков и компетенций. К ним относятся лекции, семинары, тренинги, комплексные программы и так далее. В рамках корпоративных проектов мы проводим обучающие программы для команд сотрудников из одной компании.

Бизнес-симуляция — тренировочная площадка, на которой участники решают бизнес-задачу без риска потерять реальные время и деньги. Это игра, которая максимально приближена к изменчивой и непредсказуемой реальности. Во время симуляции участники сталкиваются с такими же проблемами, как и в жизни, и учатся успешно справляться с ними. Примеры бизнес-симуляций ВЭШ — FreshBiz и «Бованенково».

Командная фасилитационная сессия — это организованный процесс группового обсуждения, направленный на решение проблемы или достижение договоренности. Такой сессией управляет фасилитатор — обученный профессионал. Он направляет обсуждение в нужное русло, помогает удерживать фокус на цели и эффективно использует время всех участников. Также сессии фасилитации позволяют проявить скрытые конфликты, чтобы вся команда смогла посмотреть на них извне и прийти к общему решению.

Стратегическая сессия — это групповое обсуждение между ключевыми руководителями и сотрудниками, на котором они определяют планы развития бизнеса или принимают важные решения о будущем компании. Стратегическую сессию также ведет профессиональный эксперт-фасилитатор.

Оценка персонала — это комплексный анализ качества работы сотрудников, который направлен на повышение эффективности и развитие кадрового потенциала компании. Включает различные методы — например, ассессмент-центр, кейс-тестинг, интервью по компетенциям.

Монтажная область 1 (1).png

Это не все доступные форматы, обычно подходящий вариант определяется во время обсуждения задачи с заказчиком. Поговорим подробнее о корпоративном обучении.

Виды корпоративного обучения

Корпоративное обучение — это обучение сотрудников одной компании. Его можно заказать в виде единичного тренинга, курса повышения квалификации, семинара и так далее. Обучающие проекты бывают разного масштаба: короткие длятся два-четыре дня, длинные — от недели и дольше. Часто разные формы обучения объединяются в комплексных программах или треках развития.

Комплексная программа — это программа повышения квалификации, которая объединяет разные дисциплины и формы обучения. Например, семинары, тренинги, бизнес-симуляции и деловые игры. При разработке содержательной части мы учитываем отрасль, состав учебной группы и уровень ее подготовки, особенности корпоративной культуры. Практические задания адаптируем под реальные задачи компании.

Например, мы проводили комплексное обучение для компании «Евротехсервис», чтобы помочь адаптироваться к изменениям в период активного роста.

Трек развития — это длительная программа, направленная на комплексное развитие сотрудников. Наряду с обучающими модулями проходит индивидуальная работа, поэтому участники не только наращивают компетенции, но и растут личностно. Индивидуальная работа проходит в формате коучинга, менторинга, решения кейсов на рабочем месте. Сочетание обучения и рефлексивной части дает максимальный прирост знаний — участники выходят с обучения с другим мышлением.

Запросом для разработки трека развития может стать:

— подготовка кадрового резерва;
— подготовка внутренних наставников;
— повышение уровень управленческих компетенций руководителей
и так далее.

Какие задачи помогает решить корпоративное обучение

Корпоративное обучение помогает решать две крупные задачи — развивать профессиональные компетенции и формировать сплоченную команду, чтобы повышать качество работы и удерживать людей в компании. Диапазон конкретных задач очень широкий:

— улучшить управленческие навыки руководителей разных уровней;
— сформировать единое понятийное поле, создать общий язык для коммуникации;
— научить команду работать в условиях неопределенности и принимать грамотные решения;
— помочь компании справиться с быстрым ростом, используя текущие ресурсы;
— увидеть узкие места в бизнес-процессах и понять, как их исправить;
— повысить финансовую грамотность руководителей, чтобы они могли принимать управленческие решения на основе аналитических данных и так далее.

Например, один из частых запросов в ВЭШ — формирование управленческой позиции у руководителей в производстве. Часто мастера приходят на свою должность из рабочих, поэтому им бывает сложно перейти от роли исполнителя к роли руководителя. Мастера по привычке выполняют задачи за подчиненных и забывают делегировать, из-за чего неэффективно тратят свое время и задерживаются на работе.

Также часто, по нашему опыту, потребность в обучении возникает у быстро развивающихся компаний. Например, небольшая семейная фирма по пошиву одежды стала быстро расти с уходом брендов. Заказы увеличиваются, сотрудники прибывают, а руководство не справляется с новыми объемами. В таком случае собственникам компании может помочь обучение для развития управленческих навыков и управления изменениями.

Когда корпоративное обучение не поможет решить задачу бизнеса

Не всегда задачи, с которыми к нам приходят, решаются именно через обучение. На первой встрече с клиентом мы выясняем запрос, с которым обратился заказчик. Если мы увидим, что тренинг не решит проблему — мы прямо скажем об этом, потому что у нас нет задачи заполучить клиента любой ценой. Давайте рассмотрим пример, когда обучение не поможет решить реальную задачу бизнеса.

Руководитель отдела продаж понаблюдал за своей командой и понял, что сотрудники не успевают делать задачи в срок. Он обратился к нам с запросом: «Хотим все успевать вовремя, давайте проведем тренинг по тайм-менеджменту». Во время обсуждения проблемы с экспертами-тренерами обнаружилось, что в компании проходят затяжные совещания, бизнес-процессы не описаны, коммуникации между подразделениями хаотичные. Обучение тайм-менеджменту будет полезным само по себе, но не приведет заказчика к желаемому результату. Ведь навык тайм-менеджмента не исправит организационные дефициты и недостатки в коммуникации.

Обучение не заменяет управление

После разговора с экспертами заказчик иногда уходит подумать, потому что понимает, что текущий запрос не связан с реальной проблемой. Позже он возвращается с более четко сформулированным запросом. Тогда мы предлагаем другие блоки обучения или иной формат взаимодействия — например, экспертную консультацию или коучинг.

Как преподаватели готовятся к обучению

Перед обучением преподаватель заранее запрашивает дополнительную информацию о компании и сотрудниках. Например, если эксперт проводит обучение для менеджеров по продажам, то он может прослушать записи звонков и проанализировать ошибки, чтобы разобрать их на тренинге. Если запрос на развитие финансовой компетенции, то тренер предварительно общается с финансовым директором, изучает отчетности и документы, чтобы сделать на их основе обучающий кейс.

Преподаватель готовит программу так, чтобы участники обучения узнавали себя и свои проблемы. Это делает обучение максимально применимым

Кроме знаний, мы стремимся изменить способ мышления участников, когда это необходимо. Например, показываем молодым руководителям, что значит быть лидером и как эффективно работать в соответствии с новой ролью.

Этапы работы по корпоративному обучению

Мы работаем по корпоративному проекту в несколько этапов:

Шаг 1. Получаем заявку от заказчика и предварительно выясняем, какой у него запрос. Опираясь на эти данные, определяем, кто из наших экспертов сможет помочь. У нас много критериев для выбора — отрасль компании, средний возраст обучаемых, их темперамент и опыт, пожелания самого заказчика.

Шаг 2. Отправляем предварительный вариант программы обучения, резюме эксперта или команды преподавателей. Предложим провести встречу очно или по видеосвязи, чтобы презентовать программу и ответить на вопросы. Настаивать на встрече не будем, чтобы заказчик мог спокойно сравнить предложения других бизнес-школ, если нужно.

Шаг 3. Проводим встречу с экспертом, чтобы глубоко вникнуть в задачу клиента, задать вопросы, прояснить нюансы и при необходимости скорректировать предварительную программу, чтобы она отвечала запросу. Бывает, на созвоне выясняется, что есть и другие задачи, — тогда мы корректируем программу и снова отправляем на согласование.

Шаг 4. Согласовываем с заказчиком график обучения и место его проведения. Мы работаем по всей России, наши эксперты могут приехать в любой город на вашу территорию и провести обучение там. Также можно пройти обучение очно в аудиториях ВЭШ в Екатеринбурге — иногда полезно выйти из рабочей атмосферы и влиться в образовательную атмосферу нашей бизнес-школы.

Шаг 5. Реализация программы. Порой эксперт во время обучения корректирует программу, если видит, что это необходимо, — например, углубляется в конкретную тему и посвящает ей больше часов.

Шаг 6. Проводим постмероприятия: собираем обратную связь от заказчика и участников, организуем встречу с экспертом по результатам обучения.

Монтажная область 2.png


Приходите в ВЭШ с любым запросом — оставляйте заявку на корпоративный проект, и мы вам поможем.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям