5 ключевых отличий хорошего босса

8 апреля 2019

Что хорошие боссы делают по-другому? Вы когда-нибудь задумывались об этом? Мы посвятили этому вопросу целый мастер-класс, который провела наш новый тренер и коуч Елена Береснева.

МК_Береснева_март_2019

Говорили о директивном и недирективном стилях управления — чем они различаются, в каких ситуациях какой стиль необходим, как руководителю научиться переключаться между этими двумя «режимами» и каким должен быть сам руководитель и его сотрудники, чтобы коучинговый стиль управления работал хорошо.

Вот 5 ключевых навыков, которые, по нашему мнению, отличают хороших боссов:

Баланс стилей управления

Директивный — не значит «плохой». Есть ряд ситуаций и условий, при которых этот стиль необходим. Например, в ситуации кризиса, когда нужно действовать быстро и точно, нужны чёткие указания и жёсткий контроль. Или другая ситуация, например, когда надо быстро объяснить человеку то, чего он ещё не знает и не умеет.

Если же речь идёт о команде, сотрудники которой достигли определённой степени зрелости, руководителю важно уметь «отпускать поводья», давая людям возможность реализовывать их творческий потенциал, брать на себя ответственность, проявлять инициативу.

Хороших боссов отличает не только умение распознавать ситуации и переключаться между режимами управления», но и способность «держать баланс», ведь риски есть у каждого стиля.

Фактическое мышление

Хорошие боссы умеют «мыслить фактами», отключая эмоции, субъективные оценки и собственные интерпретации. Этот навык даётся нелегко, но именно он является основой недирективного управления.

Факты — это то, что есть на самом деле, в них нельзя разойтись. В отличие от оценки, которая выражает субъективное эмоциональное отношение и не передаёт реальную картину. Более того, интерпретации блокируют возможность решить проблему.

Представьте сотрудника, который часто опаздывает. Что думает о нём руководитель? Скорее всего, что этот сотрудник безответственный, ненадёжный, ленивый и т. д. Это интерпретация, которая основана на личной оценке руководителя. На самом же деле, у опозданий могла быть реальная причина, которую можно было устранить.

Понаблюдайте за собой, насколько вы объективны в оценке событий. Особенно в сложных ситуациях. Умеете ли вы сохранять «эмоциональный нейтралитет» и оперировать только фактами. Хорошие боссы это умеют.

Осознанный выбор вопросов

Хорошие боссы осознанно выбирают, какой вопрос задать сотруднику, отдавая предпочтение открытым вопросам, направленным на поиск решения.

И снова представьте вашего опаздывающего сотрудника. В очередной раз он опоздал на работу. Какой вопрос вы ему зададите? В 90% случаев это будет вопрос: «Почему ты опоздал»? В ответ вы можете получить самые разные объяснения, в зависимости от степени креативности сотрудника, от повторяемости ситуации, в конце концов, от уровня страха, который вы как руководитель ему внушаете. НО! Самое главное, ответ на этот вопрос не продвинет вас к решению проблемы, так как вопрос «почему» обращён в прошлое. Сотрудник уже опоздал. Какая разница, почему это произошло, ведь ваша цель не понять причины, а изменить ситуацию. Если ваше намерение направлено в будущее, то и вопрос должен продвигать вас к решению проблемы. Подумайте о том, как мог бы быть сформулировать такой вопрос.

Хорошие руководители умеют задавать правильные вопросы, которые помогают изменить ситуацию.

Эмоциональный интеллект

Хорошие руководители умеют управлять своими эмоциями. А для того, чтобы ими управлять, нужно уметь распознавать их в моменте. Поэтому тема эмоционального интеллекта начинается для любого руководителя с изучения себя. И только пройдя этап самоосознания, научившись управлять собой, можно двигаться дальше, учиться выстраивать взаимодействие с другими людьми, понимая, что происходит с их эмоциями.

Хорошие боссы умеют продуктивно работать и выстраивать отношения с разными людьми, им не нужно менять команду «под себя».

Умение правильно ставить цели и визуализировать их

Хорошие боссы знают, как правильно ставить цели и вести к ним команду. И речь не только о технологии SMART, которую все знают, но мало кто использует на самом деле. Хорошая цель всегда должна быть сформулирована позитивно, а сотрудники должны понимать, что в ней важного и разделять этот смысл. Хорошая цель экологична, то есть, не идёт в разрез с другими целями, не противоречит ценностям и не наносит ущерба людям и компании. Необходимо также проверить, насколько поставленная цель зависит от вас, она должна находиться в зоне вашего контроля, в ваших руках должны быть все инструменты для её достижения. И, наконец, хорошая цель должна быть визуализирована, тогда у команды будет вдохновение, чтобы её достичь.

Хорошие боссы умеют показать, куда ведут свою команду и видят, какая цель будет следующей.

Итак, мы назвали пять ключевых отличий хороших руководителей. И лучшая новость в том, что это не врождённые качества, а навыки, которым можно научиться и отработать.

Хотите стать хорошим боссом? Записывайтесь на наш новый курс «People management: от технологий к человеку», в котором мы собрали лучшие методики и инструменты развития руководителей и пригласили преподавателей — психологов и коучей, которые сами являются отличными управленцами. Регистрируйтесь на курс, который стартует 20 апреля, и пусть хороших руководителей в мире станет больше!


Было интересно? Расскажите об этом друзьям