Как организовать корпоративное обучение, которое решит ваши бизнес-задачи

1 сентября 2023

«Поможет ли корпоративное обучение повысить продажи, улучшить управляемость компании или усилить клиентскую поддержку? До какой степени обучение решит задачу? Стоит ли вообще устраивать корпоративное обучение или нужно что-то другое?». Эти вопросы волнуют руководителей и HR-специалистов, когда они задумываются о корпоративном обучении. Разбираемся, как организовать корпоративное обучение и оценить его результаты.

Подложка программ

Содержание статьи:

Как понять, нужно ли вам корпоративное обучение

Сегодня бизнес-образование стало неотъемлемой частью деловой практики. Современный мир быстро меняется, получив однажды образование, человек не может иметь актуальные компетенции на протяжении всей жизни. А качество выполнения задач зависит от того, насколько квалифицированы исполнители. Поэтому компетенции нужно постоянно обновлять и развивать, и любой компании рано или поздно понадобится обучение.

Возможностей в сфере корпоративного обучения очень много. Если у вас есть задача, и вы понимаете, что за ней стоит дефицит компетенций, умений и навыков, то вы точно можете рассматривать корпоративное обучение.

Расскажем, какие варианты взаимодействия в корпоративном обучении есть в ВЭШ. Возможны четыре сценария:

Сценарий 1: «проблема» или «боль». Часто поводы для обучения возникают из рабочих ситуаций, которые мешают ежедневной работе. Вот несколько примеров:

  • Специалисты выросли внутри компании и стали руководителями, но до сих пор делают все сами. Нужно научить их правильно ставить задачи подчиненным и потом контролировать выполнение.
  • В компании все постоянно меняется. Руководство хочет, чтобы сотрудники стали более гибкими в повседневных задачах, использовали новые и нетривиальные решения. При этом важно сохранить порядок при решении управленческих задач.
  • Изменения в процессах ставят руководителей в ступор: они не знают, как поговорить с сотрудниками об изменениях, поставить задачу, проконтролировать. Нужно развить у них эти навыки.
  • Компания быстро выросла, и руководители не справляются. Если вчера у руководителя было 3–4 сотрудника, то сегодня уже 15–20. Нужно научить их управлять таким штатом.
  • Отделы (или сотрудники) не могут договориться между собой, избегают ответственности, перекладывают ее друг на друга. Людям нужно научиться договариваться, развить командное взаимодействие.
  • Сотрудники неэффективно организуют работу — много суетятся, но мало успевают. Нужно понять, в чем проблема, и помочь увеличить продуктивность.

Это не закрытый список «болей», компании сталкиваются и с другими подобными проблемами. Корпоративное обучение помогает их решить.


Сценарий 2: адаптированное решение. Вы знаете, чему хотите обучить сотрудников, и нашли подходящую программу в каталоге на нашем сайте. Мы можем адаптировать эту программу под вас: расширить или сократить содержание, адаптировать практику под специфику вашей отрасли, выбрать удобное время для обучения. Вы получите обучение, которое максимально отвечает вашим задачам.


Сценарий 3: модуль для вашей образовательной программы. У вас есть корпоративный учебный центр, но ваши образовательные программы не закрывают все потребности. Например, вы учите специалистов и линейных руководителей, но не учите топ-руководителей. Мы можем разработать учебный модуль для вашей образовательной программы, где у нас есть нужная экспертиза, к примеру: «стратегический менеджмент» или «современная система управления персоналом».


Сценарий 4: комплексное индивидуальное решение позволяет получить несколько результатов:

  • Нарастить компетенции участников программы. Мы можем провести оценку компетенций, определить зоны роста сотрудников и составить для них трек обучения.
  • Настроить бизнес-процессы в компании. Во время обучения участники сделают учебные проекты на настоящих рабочих задачах компании. Эти проекты можно будет реализовать.

Создать собственный образовательный продукт, который останется в вашей компании. Например, мы можем помочь разработать программу тренинга для вашего внутреннего эксперта или записать видеокурс, по которому вы будете обучать персонал.

Как организовать корпоративное обучение

Поиск и выбор провайдера. Изучите рынок и найдите провайдера, который работает с нужной вам темой, запросите у него коммерческое предложение. Рассматривайте компании из любого региона. Если ваш провайдер находится в другом городе, то организовать обучение можно удаленно, а провести — онлайн или очно, пригласив преподавателя в командировку. Например, для ВЭШ локация не важна, мы реализовали уже больше 1500 корпоративных проектов в 85 городах России и ближнего зарубежья.

Обычно провайдера выбирают из двух-трех. Чтобы правильно выбрать, изучите предварительную программу, коммерческое предложение, опыт компании и отзывы ее клиентов.

Чтобы обучение прошло как можно лучше, подключите к выбору провайдера «носителя проблемы». «Носитель проблемы» — это человек, который понимает, что в компании идет не так, и знает, как должно быть. Обычно в небольших компаниях это директор, а в более крупных — руководитель подразделения, которое нуждается в изменениях.

Обсуждение целей и ожиданий. Руководители часто думают, что после обучения сотрудники сразу изменятся и будут применять полученные знания и навыки. Это идеальный сценарий, но так бывает не всегда. Во-первых, у взрослых людей есть сложившиеся установки, поэтому они склонны «скатываться» к привычным шаблонам спустя какое-то время после обучения. Во-вторых, результаты обучения зависят от уровня подготовки участников. Одну и ту же программу подготовленные специалисты усваивают быстрее, чем менее подготовленные. В-третьих, применение новых знаний зависит от того, поддерживают ли изменения руководители и созданы ли в компании условия для реализации изменений.

Чтобы у вас не было завышенных ожиданий, поговорите с преподавателем о том, какие проблемы хотите решить и каких изменений достичь. Организуйте встречу и пригласите на нее преподавателя, «носителя проблемы», HR-менеджера, руководителей подразделений, сотрудники которых пойдут на обучение. В результате встречи вы поймете, что можно и чего нельзя достичь с помощью корпоративного обучения.

Подготовка программы. Когда вы обсудите ожидания, нужно будет зафиксировать договоренности. Для этого преподаватель составит программу обучения, а вам нужно будет ее утвердить.

Иногда для составления программы преподавателю нужно проделать какую-то подготовительную работу, например, послушать звонки менеджеров клиентской поддержки или посетить производство и посмотреть техпроцессы. Помогите преподавателю получить нужные материалы.

Подготовка участников к обучению. Результаты обучения во многом зависят от мотивации участников. Если участники испытывают сопротивление, то эффект будет низким. Чтобы обучение прошло с пользой, нужно создать правильный контекст для участников: рассказать о целях и задачах обучения, заинтересовать их в будущих изменениях, снять возможные опасения. Приглашение можно организовать по-разному — провести живую встречу участников с руководителем подразделения или отправить приглашение по почте.

Чтобы семинар или тренинг были максимально приближенными к реалиям компании, спросите у участников, что они ждут от обучения и какие кейсы хотят разобрать на практике. Передайте вопросы преподавателю.

схема_как организовать обучение и оценить его роли участников.jpg

Как оценить результаты корпоративного обучения

Что думают участники: попросите заполнить анкету обратной связи. В анкете спросите, насколько участники удовлетворены обучением и что полезного вынесли для себя. Собирать анкеты может как заказчик, так и провайдер. Например, ВЭШ по результатам каждого корпоративного проекта просит участников заполнить такую анкету:

анкета обратной связи.jpg
Пример анкеты обратной связи

Что думает преподаватель: организуйте зум или личную встречу и переговорите с преподавателем. Например, в ВЭШ преподаватели всегда дают подробную обратную связь по работе группы в целом и по активным участникам.

Что думаете сами: оцените результаты по модели Киркпатрика. Профессор Висконсинского университета Дональд Киркпатрик в 1954 году предложил модель оценки, которая стала классической.

По этой модели обучение оценивают на четырех уровнях:

  • Реакция — насколько участники находят обучение благоприятным, интересным и актуальным для своей работы. Реакцию участников вы увидите по анкетам обратной связи.
  • Обучение — насколько участники овладели знаниями и навыками. Чтобы оценить, посмотрите результаты проверочных тестов, практических заданий, спросите у преподавателя, как по его мнению продвинулись участники.
  • Поведение — насколько участники встроили новые знания в свою систему работы. Применение новых навыков в работе находится не в зоне ответственности преподавателя, а в зоне ответственности самих участников и их руководителей. Чтобы хорошо закрепить навыки, участники должны сами этого хотеть, быть мотивированными. Руководителям стоит контролировать переход к новым методам работы, чтобы не допускать отката к прежним шаблонам.
  • Результаты — насколько достигли намеченных результатов. Оцените, достигли ли вы бизнес-цели, которую ставили перед собой вначале.

Корпоративное обучение от ВЭШ

У нас большой опыт в корпоративном обучении. Мы реализовали более 1500 проектов в России и за рубежом.

инфографика про корпоративное обучение.jpg

Было интересно? Расскажите об этом друзьям