
22 января 2025
Внутренние эксперты: как их найти, мотивировать и обучить. Советы для HR
Бывает, что в компании работает уникальный по опыту и компетенциям сотрудник. У него есть навыки, которые помогают быстро решать текущие и стратегические задачи компании. Например, это мастер, который может оперативно найти и устранить поломку, или единственный специалист, который досконально знаком со всеми требованиями Роспотребнадзора и достойно готовит компанию к любым проверкам. Такой сотрудник невольно ставит предприятие в зависимость от своих навыков. Это плохо как для компании, так и для самого специалиста. Потому что ему сложно уйти в отпуск или на больничный, иногда приходится работать даже в выходные. Чтобы избежать такой ситуации, компании создают системы обучения внутренних экспертов. Как это сделать — рассказываем в статье.
Содержание:
- Что такое передача внутренней экспертизы
- Когда бизнесу полезно обучать внутренних экспертов
- В чем плюсы внутренней экспертизы
- Этапы и сроки разработки системы по передаче внутренней экспертизы
- Кто может инициировать систему передачи внутренней экспертизы
- Как оценить результаты внутреннего обучения
- Как помочь сотруднику стать экспертом
- Заключение
Обучать сотрудников у инхаус-экспертов эффективнее и дешевле, чем приглашать внешних экспертов или отправлять на курсы. Опытные специалисты компании лучше знают специфику работы, поэтому делятся именно теми знаниями, которые нужны для решения конкретной бизнес-задачи. Такая система передачи опыта в компании повышает лояльность сотрудников, так как показывает возможности для роста и заботу о персонале. Одновременно усиливается корпоративный бренд, потому что обучение и развитие — один из факторов, который привлекает соискателей при трудоустройстве.
Мы спросили у бизнес-тренера Высшей экономической школы Тамары Богдановой, как бизнесу выстроить устойчивую систему передачи внутренних знаний и кто подойдет на роль эксперта.

Что такое передача внутренней экспертизы
Передача внутренней экспертизы — способ обучения сотрудников за счет имеющихся ресурсов бизнеса. Это значит, что, когда нужно внедрить новую технологию, процесс или увеличить количество квалифицированных специалистов в подразделении, в компании выделяют успешных в этом направлении сотрудников-экспертов и масштабируют их знания на остальных работников.
Чтобы процесс передачи внутренней экспертизы был эффективным, важно пройти несколько этапов:
- Определить цель. Например, вырастить замену опытному специалисту, чтобы подстраховать его или дублировать на время отсутствия, подтянуть остальных сотрудников до уровня лучшего работника, создать кадровый резерв на будущее.
- Выделить навыки, которые нужно масштабировать для достижения цели. Например, станок на производстве умеет чинить только один мастер, а компании нужно, чтобы вся мастерская бригада справлялась с поломками. Это поможет снизить зависимость от одного специалиста.
- Выбрать самого опытного и квалифицированного сотрудника для передачи знаний, а если таких несколько — найти самого мотивированного либо использовать опыт нескольких специалистов.
- Назначить эксперту методиста, чтобы тот помог структурировать знания и переложить их в систему обучения.
- Собрать тестовую группу и провести пробные занятия.
- Внести корректировки и масштабировать обучающую программу на всю компанию.

К хорошему результату менее опытный сотрудник может прийти и самостоятельно. Но для этого ему понадобится больше времени, и опыт будет получен на ошибках, которые можно было избежать
Когда бизнесу полезно обучать внутренних экспертов
Если у компании существует потребность усилить команду квалифицированными специалистами, не проводя дополнительный наем, и если есть узкая специфика, при которой стандартные решения не работают, лучшим выходом будет передача внутренней экспертизы. Вот как могут выглядеть эти специфические задачи компании:
- производственному предприятию нужно обучить мастеров цеха пользоваться новым высокотехнологичным оборудованием;
- головному офису необходимо внедрить в регионы новый способ закупок;
- филиал переходит на новое программное обеспечение и нужно быстро адаптировать к нему сотрудников.
Яркий пример из своего опыта приводит эксперт Тамара Богданова. Известная сетевая торговая компания поставила цель открывать филиалы магазинов быстрее — за пять дней вместо двух месяцев. Решили эту задачу, разработав новую систему взаимодействия всех подразделений в головном офисе. А затем внедрили ее в филиалах. Для этого подготовленные внутренние эксперты обучили региональных руководителей оптимальному способу открытия торговых точек.

Обучение от внутренних экспертов помогает быстро распространять эффективные наработки головного офиса в региональные подразделения
В чем плюсы внутренней экспертизы
От передачи внутренней экспертизы в компании выигрывают и руководство, и эксперты, и обучающиеся сотрудники. Благодаря системе можно повысить уровень квалификации кадров, создать кадровый резерв, снизить зависимость от уникальных специалистов и улучшить бизнес-показатели компании.
Внутрикорпоративное обучение повышает статус компании и делает ее привлекательной для соискателей, усиливает опыт и квалификацию обучающихся сотрудников, добавляет плюсы к репутации эксперта и делает его ценнее на рынке труда.
| Для бизнеса | Для экспертов | Для обучающихся сотрудников |
|---|---|---|
| Бизнес-задача решается наилучшим образом за счет использования внутренней экспертизы и опыта квалифицированных сотрудников | Растут профессионально и личностно, расширяют компетенции | Из первых уст получают информацию о том, как выполнять работу правильно и эффективно |
| Повышается лояльность и вовлеченность сотрудников в процессы компании | Повышают свою значимость в компании | Знакомятся с коллегами, руководителями, лучше понимают, кто есть кто в компании |
| Создается сильный корпоративный бренд компании, которая заботится о сотрудниках и способствует профессиональному росту | Выше ценятся на рынке труда, если есть опыт разработки и проведения обучающих занятий | Опытные сотрудники быстрее развиваются в компании, а новички проще погружаются в корпоративную культуру |
Этапы и сроки разработки системы по передаче внутренней экспертизы
Передавать знания от внутренних экспертов проще компаниям с уже существующей системой обучения. К таким системам можно отнести описанные процессы адаптации или ротации персонала, а также компании, в которых у сотрудников есть индивидуальные планы развития. Сроки также сильно зависят от бизнес-цели и ресурсов компании.
Тамара Богданова, бизнес-тренер ВЭШ, выделяет следующие этапы «взращивания» внутренней экспертизы:
1-й этап: сформулировать бизнес-цели — у лиц, принимающих решение, должен возникнуть запрос, под какие бизнес-задачи система запускается. Приведем пример из жизни: HR-менеджер инициировал обучение логистов, но у руководителя подразделения логистики не было такого запроса. Когда это выяснилось, проект прекратили. Поэтому важно согласовывать факт обучения с руководством и заинтересованными лицами.
2-й этап: согласовать модель обучения со всеми причастными руководителями — формат должны утвердить главные инженеры, директора департаментов и другие ключевые лица, которые отвечают за бизнес-задачи. Важно прийти к единому решению — например, может возникнуть ситуация, когда HR предлагает обучать сотрудников работе с новым станком через видеоуроки, а главный инженер настаивает на очном обучении, чтобы сразу отработать навыки и избежать травм в будущем.
3-й этап: подготовиться — организаторы выбирают экспертов и обучают их методам преподавания. Методист на основе знаний эксперта создает программу занятий. Для ускорения процесса этот этап реализуют параллельно с предыдущим.
4-й этап: протестировать — выделяют некоторую часть сотрудников для обучения, собирают пробную группу. Назначают время и проводят пробное занятие, которое помогает выявить «узкие» места в системе.
5-й этап: собрать и интерпретировать — методист получает обратную связь от сотрудников, совместно с экспертом анализирует промежуточные результаты, корректирует программу при необходимости.
6-й этап: масштабировать — выверенную систему масштабируют, к обучению привлекают все больше сотрудников, которые в дальнейшем успешно решают бизнес-задачи компании.
Кто может инициировать систему передачи внутренней экспертизы
Внутреннее обучение в компании чаще всего нужно директорам функциональных направлений или другим лицам, принимающим решения. Именно на уровне топ-менеджмента появляется запрос на квалифицированных сотрудников и понимание, какие компетенции необходимы. Обучать работников может быть нужно, например:
- главному инженеру, чтобы распространить навык работы с инновационным оборудованием;
- HR-директору для планирования горизонтальных перемещений по согласованию с руководителями подразделений;
- директору логистического отдела для передачи региональным отделам нового способа взаимодействия и перемещения продукции;
- другим функциональным руководителям в компании.
Ответственные за конкретные направления определяют бизнес-задачу и обращаются к HR-подразделению. HR выделяет инхаус-методиста либо нанимает аутсорсера, и вместе они планируют систему внутренней передачи знаний. Схематично это выглядит так.

Этапы построения системы передачи знаний внутри компании
Как оценить результаты внутреннего обучения
Оценка системы обучения чаще всего продумывается на этапе планирования и зависит от цели. Главный критерий — удалось ли компании выполнить бизнес-задачу. Для отслеживания результатов каждая компания выбирает свои важные критерии. Предлагаем в качестве примера такие достижения:
- увеличили объемы производства продукции за счет того, что все сотрудники цеха научились эффективно пользоваться новым оборудованием;
- уменьшили издержки после того, как руководители производственных подразделений получили знания по экономической части функционирования предприятия и изменили подход к работе;
- сократили время на поиск, наём и адаптацию новых сотрудников за счет кадрового резерва;
- увеличили объем продаж за счет новой техники проведения переговоров и заключения сделок, которым обучились менеджеры у внутреннего эксперта.
Независимо от цели есть стандартные показатели, которые важно отслеживать, чтобы понимать, насколько эффективна выстроенная система:
- количество сотрудников, прошедших обучение на определенную тему;
- вовлеченность в обучение — количество сотрудников, которые не довели обучение до конца по разным причинам. Этот показатель сравнивают с общей вовлеченностью всех сотрудников компании;
- оценка от обучающихся сотрудников — степень раскрытия темы, полезность содержания, организационные детали. Эти данные может собирать методист в конце каждого занятия;
- запланированные и фактические показатели — например, на каком этапе возникли трудности, если по плану обучиться должны 200 человек, а по факту до конца дошли только 20.
Как помочь сотруднику стать экспертом
Чаще всего у сотрудников нет опыта преподавания и они не умеют систематизировать знания для учебной программы. У будущего эксперта может не хватать уверенности, навыка публичных выступлений или времени. Его обязанность — качественно выполнять основную работу, поэтому в передаче экспертизы требуется помощь HR-отдела и методиста.
Вот как можно помочь сотруднику стать экспертом, чтобы и компания, и работник были довольны.
Выбрать подходящего специалиста на роль эксперта. Обычно этим занимается руководитель функционального направления — главный инженер или директор логистики создает заказ на внутреннее обучение, согласовывает решения и контролирует процесс. Он участвует в выборе потенциального эксперта, так как лучше всех знает своих подчиненных.
На роль эксперта подойдут сотрудники, которые:
- имеют признанный опыт и уже успешно решают текущие бизнес-задачи;
- обладают навыками и компетенциями, которые нужно масштабировать;
- мотивированы на карьерное развитие в компании, готовы брать на себя ответственность;
- инициативные и хотят получить новый опыт в качестве эксперта.

На инфографике показали, кто может стать эффективным внутренним экспертом, а кому стоит еще прокачать hard и softs skills
Обучить сотрудника передавать знания. Если у опытного сотрудника пока нет нужных компетенций, чтобы разрабатывать собственные занятия, руководству лучше действовать так:
- нанять специалиста, который обучит сотрудника выстраивать систему передачи знаний;
- отправить сотрудника на курс, где его научат самостоятельно подбирать материал для обучения, создавать общий план учебной программы, продумывать структуру занятия, выстраивать взаимодействие со студентами, преодолевать сопротивление, давать обратную связь и многое другое.
ВЭШ помогает сотрудникам компаний становиться экспертами. На курсе «Внутренние эксперты: как сохранять и передавать знания в компании» наши специалисты обучают студентов практическим и эффективным методам передачи своего опыта и навыков коллегам. Курс доступен как в корпоративном, так и в сборном формате.
Назначить методиста в помощь. Методист чаще всего — это линейный HR-менеджер, который организовывает обучение в компании, или менеджер по развитию персонала. Он отвечает за организацию учебного процесса: участвует в отборе сотрудников для обучения, планирует график занятий, помогает с оформлением учебных материалов, собирает обратную связь и на ее основе дает рекомендации для корректировок. В некоторых компаниях методистов нанимают извне для решения конкретной задачи.
Выбрать систему мотивации. Работу эксперта могут оплачивать дополнительно, поощрять нематериально или включить в стандартный оклад. В компаниях часто считается, что возможность передавать знания — уже почетное занятие, поэтому внутренние эксперты могут работать без оплаты.
Заключение
Выстраивать систему внутренней передачи данных сложно и долго, но в будущем может стать одним из факторов, благодаря которому компания процветает. Чтобы создать эффективный механизм передачи данных, и при этом не учиться на ошибках, которые с высокой вероятностью случатся, вы можете обратиться в ВЭШ.
Высшая экономическая школа помогает бизнесу выращивать внутренних экспертов и передавать знания внутри компании. К нам чаще всего обращаются:
- IT-компании;
- крупные торговые и промышленные компании;
- банки и финансовые компании.
Эксперты ВЭШ помогают компаниям сохранять корпоративные знания и могут обучить ваших талантливых сотрудников передавать опыт другим. В вебинаре «Передача знаний внутри компании: возможности и риски» эксперт ВЭШ Валерия Ларина рассказывает о том, как создаются системы передачи внутренней экспертизы на примере ПАО «Т Плюс», крупнейшей российской частной компании, работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Группе ПАО «Т Плюс» принадлежит более 7% установленной мощности электростанций России. Подобную программу мы можем реализовать и для вашего предприятия.
Оставляйте заявку, чтобы приобрести курс в корпоративном формате.

