Эмоциональный интеллект: зачем руководителю эмоции на работе

29 ноября 2019

Однажды великий предприниматель Генри Форд сказал: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего». В этой фразе заключается вся управленческая суть — руководитель всегда имеет дело с живым человеком — с его чувствами, ценностями, ожиданиями. Заключая трудовой контракт с сотрудником, вы не можете купить только его навыки и компетенции, вы «покупаете» человека со всем его контекстом и личностными особенностями. Чтобы управлять эффективно, нужно с этими особенностями считаться, для этого руководителю нужен развитый эмоциональный интеллект или, по-другому, EQ.

МК_Ильичёва_1

О том, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен руководителю, говорили на мастер-классе с Валерией Ильичёвой, тренером ВЭШ, психологом и консультантом. Точнее, не просто говорили, а старались прочувствовать, насколько этот самый EQ важен для управленца. Работали с метафорическими картами, разыгрывали ситуации из жизни, побывали как в роли руководителей, так и в «шкуре» подчинённых, сформулировали и унесли с собой целый банк идей, как поддерживать интерес сотрудников к работе, формируя «правильные» эмоции.

Тема эмоционального интеллекта возникла около 20 лет назад, впервые это понятие сформулировал Дэниэл Гоулман, американский психолог, научный журналист. Он же доказал в ходе исследований, что наличие у руководителя эмоционального интеллекта или, по-другому EQ, гораздо важнее, чем IQ.

Эмоции на работе — хорошо это или плохо? Если руководитель кричит на своих подчинённых, а потом бежит пить корвалол — это неконструктивно и опасно для здоровья. Если сотрудники, приходя на работу, спрашивают друг у друга: «Ну что, как там наш сегодня?» — это ловушка, люди не должны зависеть от настроения руководителя. Но если эмоции направлены в нужно русло, они помогают повышать личную и командную эффективность.

Ильичева.jpg
Валерия Ильичёва
бизнес-тренер ВЭШ, психолог-консультант, коуч
Нас никогда не учили работать с эмоциями, в школьных программах такой предмет отсутствовал. А потому многие нынешние руководители удивляются: «Мы обучили сотрудников всему, чему было нужно, отработали все навыки, ставим задачи и контролируем, прописали должностные инструкции и стандарты… Что ещё надо людям? Почему они неэффективны? А людям надо, чтобы их понимали, поддерживали и разделяли их ценности. По данным исследований, успех в работе руководителя на 85% определяется EQ и только на 15% IQ.

Многие руководители говорят о том, что понимают важность выстраивания отношений. Но далеко не все хотят разбираться в себе. Между тем, эмоциональный интеллект начинается с самоосознания — чтобы понимать и работать с эмоциями других людей, нужно сначала разобраться со своими. Модель эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмана гласит, что только когда руководитель способен «запеленговать» свои эмоции и осознавать их, он становится способен видеть эмоции других людей и выстраивать отношения, применять свой EQ в разных рабочих ситуациях. А ситуаций таких больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, когда люди сопротивляются любым изменениям, происходящим в компании, когда сотрудники теряют мотивацию, когда возникают конфликтные ситуации и недопонимание, когда нужно дать сотруднику обратную связь, когда необходимо понять, в каких задачах человек будет наиболее эффективен и т. д.

Развитие эмоционального интеллекта — процесс небыстрый и требует от человека ответственности и честности, в первую очередь, к себе. Но бывает так, что руководителю внутренне неблизка какая-то эмоция, которую требуется применить для решения задачи. Что делать в такой ситуации? Валерия Ильичёва советует обратиться за помощью к своему телу:

Ильичева.jpg
Валерия Ильичёва
бизнес-тренер ВЭШ, психолог-консультант, коуч
Поза — это маркер для нашего мозга, сигнал, помогающий вызвать нужную эмоцию. Например, когда «доброму и дружелюбному» руководителю необходимо жёстко потребовать что-то от подчинённого, можно занять уверенную позу – встать на обе ноги, расправить плечи, поднять подбородок. Если необходимо отказать — попробуйте напрячь мышцы спины в момент, когда говорите «нет». Тело поможет.

Разные эмоции по-разному влияют на эффективность работников. «Волшебный пендель» работает на страхе — быстро, но недолго. Гнев может помочь сделать рывок, пробить «застой», но за подъёмом обязательно последует эмоциональный спад. Радость работает точно так же и из-за своей нестабильности это не самая продуктивная эмоция на работе, сколь странно бы это ни звучало. Гораздо более эффективны на работе интерес и вдохновение — это эмоции, которые дают стабильный результат.

Как вызывать и поддерживать состояние интереса у сотрудников? Прежде всего, понимать ценности и мотивацию своих подчинённых, что для них важно, что ими движет, к чему они стремятся. Кому-то нужно делегировать задачи и давать новые проекты «на развитие», кого-то отправлять за «глотком свежего воздуха» в командировки и на конференции, кому-то важна самостоятельность в планировании своего дня и своих задач, а кто-то раскроется через наставничество и поддержку. Для всех без исключения работает простая человеческая благодарность и искреннее стремление руководителя сделать жизнь человека на работе счастливой.

О том, как руководителю развивать свой эмоциональный интеллект и использовать его на работе, мы много говорим на курсе «People management: от технологий к человеку». А кроме этого, учимся управлять недирективно, используя коучинговый стиль. Разбираем сложные ситуации в работе с подчинёнными и выясняем, как создать продуктивную команду и эффективно руководить ей. Если вы хотите стать таким руководителем-лидером и готовы развивать свои soft-skills, записывайтесь на курс, старт 18 апреля! Сейчас действует ранняя цена.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям