ЭИ_обложка.jpg

31 октября 2025

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен руководителю

Эмоциональный интеллект — ключевой навык руководителя, основа его soft skills. Руководители с развитым эмоциональным интеллектом эффективнее управляют и создают доверительную и продуктивную атмосферу в команде. Это лидеры, за которыми люди хотят идти к целям. В статье разбираемся, что скрывается за понятием «эмоциональный интеллект», почему он так важен для руководителей и как развивать эмоциональную компетентность.

Содержание:

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект, или Emotional Quotient (EQ), ― это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.

Авторство этого термина приписывают профессорам Йельского университета Питеру Саловею и Джеку Майеру — в 1990 году они опубликовали статью под названием «Эмоциональный интеллект». Ученые выяснили, что человек не в силах изменять свои эмоции, но может выбирать, как действовать под их влиянием, то есть осознанно управлять своими реакциями. Именно эту способность и назвали эмоциональным интеллектом.

Широкую популярность понятие «эмоциональный интеллект» приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, американскому писателю, научному журналисту и психологу. В 1995 году он выпустил одноименную книгу, где выразил революционную для того времени идею — лишь 15% успеха руководителя связано с его IQ, тогда как 85% обусловлено наличием у него развитого EQ — эмоционального интеллекта. Гоулман утверждал, что даже самые одаренные специалисты с высоким IQ могут проваливаться в карьере из-за низкого EQ, например, неумения работать в команде или контролировать стресс. Это заключение было основано на исследованиях, проведенных в институте Карнеги. Они показали, что эмоциональный интеллект критически важен для лидерства, построения отношений и принятия решений.

Составляющие эмоционального интеллекта

Исследователи выделяют разные составляющие эмоционального интеллекта, в Сети можно встретить несколько классификаций, однако в четырех ключевых навыках сходятся все:

  • осознание своих эмоций;
  • управление своими эмоциями;
  • осознание эмоций других людей;
  • управление эмоциями других людей.

Эмоциональный интеллект начинается с собственной осознанности: «Что я сейчас чувствую»? Только осознав эмоцию, с ней можно что-то сделать дальше. К эмоциям других людей стоит переходить только после того, как налажен контакт с собой. Можно учиться распознавать эмоции окружающих по невербальным признакам: позе, жестам, мимике, изменению интонации, скорости речи. И уже в дальнейшем переходить к работе с эмоциями других людей и влиянию на них.

Одна из самых популярных моделей Дэниела Гоулмана включает пять составляющих эмоционального интеллекта, среди которых также есть способности осознавать свои эмоции и управлять ими, а еще эмпатическая способность понимать эмоции других людей и выстраивать с ними доверительные и продуктивные отношения.

Пять составляющих эмоционального интеллекта по Дэниелу Гоулману

Эти способности помогают руководителю выстраивать с сотрудниками более продуктивные отношения и, как следствие, эффективнее управлять и достигать лучших результатов.
Осознание своих эмоций Способность распознавать и понимать свои эмоции и побуждения, а также признавать их воздействие на других людей 
СаморегуляцияСпособность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции, управлять своими эмоциональными реакциями
Мотивация Стремление добиваться поставленных целей, увлеченность работой как смыслом — не только из-за денег или статуса. Умение поддерживать себя в трудные моменты и не сдаваться 
ЭмпатияСпособность понимать и учитывать эмоциональное состояние других людей. Умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоциональными реакциями
Социальные навыкиУмение налаживать контакты и выстраивать доверительные отношения. Способность находить точки соприкосновения, выходить из конфликтов и достигать взаимопонимания
Успешные руководители понимают, что результат их работы во многом зависит от качества отношений с сотрудниками. Когда отношения открытые, доверительные, то и задачи проще ставить, и обратную связь легче давать, и действия быстрее корректировать. Руководители с развитым EQ создают настолько продуктивные отношения с людьми, что это начинает конвертироваться в бизнес-результаты.
Голомшток.jpg
Юлия Голомшток
директор Высшей экономической школы, психолог

Эмоциональный интеллект помогает повысить качество жизни и поэтому важен для всех, но для руководителей он важен особенно. Чем выше управленческий уровень, тем серьезнее могут быть последствия для бизнеса. Обладатели комбинации «низкий EQ + топ-уровень» могут поставить под угрозу жизнь всей компании.

Для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта

Работа руководителя — это в первую очередь работа с людьми. А там, где есть люди и взаимоотношения, всегда есть эмоции. Руководитель — это эмоциональный лидер, и чем выше его уровень, тем важнее для него развитый EQ.

Чем выше управленческий уровень, тем больше требований предъявляется к руководителю как к лидеру. Лидерский аспект напрямую связан с эмоциональным интеллектом, потому что лидер — это тот, кто умеет выстраивать отношения. А там, где есть отношения, всегда есть эмоции. Поэтому если смотреть на пирамиду менеджерских навыков, то чем выше управленческая ступень, тем важнее навыки эмоционального интеллекта.
Ильичева.jpg
Валерия Ильичева
сертифицированный бизнес-тренер, ведущая программ по развитию эмоционального интеллекта, практикующий психолог

Можно сказать, что в 2025 году эмоциональный интеллект руководителя стал мастхэвом для большинства управленцев. Мы живем в эпоху нестабильности, турбулентности и постоянных перемен, когда от команд требуется умение не застревать в сложных переживаниях, а быстро адаптироваться к изменениям и двигаться дальше. Задача лидера в такой ситуации — минимизировать влияние негативных факторов, нейтрализовать тревогу и создать опоры.

Эмоциональный интеллект помогает руководителю:

  • создавать и поддерживать продуктивную атмосферу в команде;
  • обеспечивать ясную коммуникацию;
  • эффективнее ставить задачи, экологичнее контролировать выполнение и давать качественную обратную связь;
  • мотивировать и вдохновлять команду;
  • работать с сопротивлением, разрешать сложные ситуации и конфликты;
  • обучать и развивать своих сотрудников;
  • создавать ценностное ядро, мобилизовать ресурсы команды для достижения цели.

Руководители с развитым и низким EQ по-разному ведут себя в управленческих ситуациях и взаимодействуют с командой. В галерее привели несколько примеров, как управляют руководители с развитым эмоциональным интеллектом.

Восемь рабочих ситуаций, на примере которых можно увидеть, как проявляют себя в управленческой роли руководители с высоким EQ

Стоит сказать, что развитый эмоциональный интеллект вовсе не означает, что руководитель создает вокруг атмосферу всеобщей радости и ведет себя с подчиненными как «добренький папа». Это означает, что он использует свой репертуар эмоциональных навыков осознанно и выбирает реакции и стиль поведения по ситуации.

Эмоциональный интеллект как инструмент в работе руководителя

Каждую способность EQ руководитель использует в разных ситуациях, чтобы решать поставленные задачи. Более того, он может направлять энергию определенных эмоций на решение наиболее подходящих задач, используя ее как топливо и катализатор. Разные эмоции создают различный когнитивный настрой, который делает нас более эффективными в конкретных видах деятельности. Например, в нересурсном состоянии, при невысоком уровне энергии лучше всего заниматься механической и рутинной работой: анализом, проверкой документов, поиском ошибок. В ресурсном же состоянии — делать творческую работу, например, проводить мозговые штурмы, придумывать новые продукты, создавать презентации и т. д.

Инструмент под названием матрица Карузо позволяет сориентироваться, для каких задач лучше использовать то или иное эмоциональное состояние.

матрицакарузо.jpg

Используя матрицу Карузо, руководитель может распределять задачи с учетом эмоционального состояния сотрудника или команды

Эмоциональный интеллект просто необходим в решении сложных управленческих ситуаций, таких как увольнение сотрудника или разрешение конфликта. Тут руководителю требуется проявить весь свой арсенал навыков: удерживать в балансе собственное эмоциональное состояние, параллельно решая управленческую задачу.

Покажем на примерах, как руководитель применяет навыки EQ в сложных ситуациях:

Развитые навыки EQ помогают руководителю подобрать лучшие решения в сложных ситуациях

Навыки и способности, которые задействует руководитель в сложных управленческих ситуациях, можно развивать. Хорошая новость в том, что EQ можно развивать в любом возрасте. Вместе с тем важно понимать, что это довольно трудоемкая и продолжительная работа, которая потребует от человека определенной внутренней трансформации.

В чем сложности развития эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта — это процесс, который происходит небыстро и имеет свои нюансы и сложности.

3сложности.jpg

Три ключевые сложности развития эмоционального интеллекта

Первая сложность в том, что развитие эмоционального интеллекта — процесс продолжительный. Укоренившиеся установки и привычные способы реагирования сложно менять — то, что складывалось годами и десятилетиями, не может измениться по щелчку пальцев. Поэтому руководителям, которые хотят развивать свой EQ, стоит настроиться на серьезную работу над собой. Эта работа не всегда легкая и приятная, но результат того стоит.

Еще одна «ловушка» на пути — высокая эмоциональная осведомленность и низкая эмоциональная компетентность. Такую картину довольно часто можно увидеть в результатах тестов. Например, руководители знают про эмпатию, то есть демонстрируют высокую осведомленность об этом качестве. Но обладают ли при этом они сами эмпатией и используют ли ее в работе? Часто — нет. Это и есть низкая компетентность. Как тренеру мне это понятно: знать и применять — две большие разницы.
Ильичева.jpg
Валерия Ильичева
сертифицированный бизнес-тренер, ведущая программ по развитию эмоционального интеллекта, практикующий психолог

Отдельно хочется упомянуть сложности, связанные с социально-культурным контекстом. В нашей стране несколько поколений воспитывалось в условиях, когда правильным считалось эмоции не проявлять, а подавлять. Это расценивалось как признак силы и ценилось в обществе. Многие из тех, кто сейчас работает руководителем, воспитаны на идеях о том, что «мальчики не плачут», «злиться — плохо» и даже «за громкий и искренний смех на людях должно быть стыдно».

У нас в обществе приветствуется быть умным, но не эмоциональным. Ты сильный и умный — это хорошо, а эмоции воспринимаются как что-то детское. В обществе доминирует представление, что у сильного человека нет большого спектра эмоциональных проявлений. Более того, вся система обучения направлена на то, чтобы человек стал ответственным, умным, сильным, последовательным, рациональным и т. д. Этому система учит, а чувствовать — такой институции нет.
Голомшток.jpg
Юлия Голомшток
директор Высшей экономической школы, психолог

Из этого вытекает следующая проблема — неумение распознавать и различать чувства. Часто на вопрос «Что вы чувствуете?» можно услышать ответ: «Не знаю», или «Ничего не чувствую», или «Нормально». Или даже человек говорит, что ему плохо. Но остается слепым пятном, что скрывается за этим «плохо» — раздражение, злость, обида, гнев, страх, зависть, стыд? А распознавание эмоции — это первый шаг, без которого нельзя сделать следующий — как-то с этим чувством обойтись.

Как развивать эмоциональный интеллект руководителю

Как мы уже написали выше, начинать развивать эмоциональный интеллект руководителю нужно с себя — с расширения зоны самоосознания, дифференциации своих чувств и эмоциональной регуляции.

Сама по себе управленческая роль предполагает, что взгляд руководителя направлен во внешний мир: как работает команда, что происходит вокруг, какие сложности возникают в среде. И то, что начать необходимо с того, чтобы развернуть фокус внимания внутрь себя, — это революционная идея для многих руководителей. Более того, смотреть внутрь себя не просто непривычно, но и не всегда приятно. Это самая сложная работа, которая только бывает, — работа над собой. И у меня очень много уважения к тем руководителям, которые готовы делать эту внутреннюю работу и переживать личностную трансформацию.
Ларина В..jpg
Валерия Ларина
сертифицированный бизнес-тренер, эксперт по развитию личностных и управленческих компетенций, executive-коуч, психолог

Сначала нужно сформировать навык наблюдения за своим эмоциональным состоянием в моменте: «Что я сейчас чувствую?». Часто для развития этого навыка предлагают использовать таймер на телефоне, а также дневник эмоций. Первая практика позволяет фиксировать эмоцию в моменте, вторая — проанализировать и обобщить эмоциональные итоги дня. Расширить спектр понимания эмоций и научиться лучше определять оттенки чувств помогут такие инструменты, как карточки эмоций или колесо Роберта Плутчика.

колесоэмоций.jpg

С помощью колеса эмоций Роберта Плутчика удается лучше представить свои или чужие чувства

Очень часто на обучениях я вижу, что одна из ключевых трудностей у руководителей — отсутствие контакта с собой и навыка распознавать свое эмоциональное состояние. Нет такой привычки задавать себе вопрос: «Ты как сейчас?», «Что ты чувствуешь?», «Ты напряжен?», «Из-за чего напряжен?». Самоосознание и саморефлексия — это обязательные инструменты для развития эмоционального интеллекта.
Ларина В..jpg
Валерия Ларина
сертифицированный бизнес-тренер, эксперт по развитию личностных и управленческих компетенций, executive-коуч, психолог

Помимо развития контакта с самим собой, руководителю очень важно наращивать инструментарий управления эмоциональным состоянием других людей. Такие коммуникативные инструменты нужны в сложных ситуациях, когда люди проявляют несанкционированные эмоции или их интенсивность слишком высокая. Очень важно, чтобы у руководителя в запасе всегда были инструменты, которые амортизируют или снижают интенсивность эмоционального фона. Это техники согласия, обратной связи, рефрейминга, техника «двух шляп» и многие другие.

По мнению экспертов ВЭШ, для развития эмоционального интеллекта необходимы три условия: практика, социальный процесс и наличие обратной связи. Поскольку эмоциональный интеллект проявляется во взаимодействии с другими людьми, то и развивать его наиболее эффективно будет среди других людей, например в учебной группе, где участники смогут поделиться своими реакциями и дать обратную связь. Такой процесс будет способствовать качественным личностным изменениям

Эмоциональный интеллект — это не просто инструмент в руках руководителя. Его нельзя взять с полки, попользоваться им и положить обратно. Это инструмент, инсталлированный внутрь личности руководителя. Руководитель сам и есть «инструмент». В процессе обучения он «затачивается» о среду, об опыт, о других людей и их обратную связь.
Голомшток.jpg
Юлия Голомшток
директор Высшей экономической школы, психолог


Развивать эмоциональный интеллект можно и самостоятельно, читая книги и выполняя упражнения из открытых источников, но стоит понимать ограничения этого способа, который информирует и способствует появлению новых навыков, но не обеспечивает личностный рост. Если же вы хотите качественной личностной трансформации, лучше выбрать вариант очного обучения — например, прийти на наш курс «Эмоциональный интеллект в управлении: гибкие навыки руководителя». Эта программа длится пять месяцев, и за это время вы сможете не только получить новые знания, но и пережить новый опыт и сформировать новые навыки в кругу единомышленников и при поддержке опытных экспертов ВЭШ.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта — это как тренировка мышц. Здесь важны регулярность, последовательность и постепенное увеличение сложности.

Фундамент развития EQ — это упражнения, направленные на осознание своих эмоций. Некоторые базовые практики мы уже упомянули в статье, например, использование таймера для определения эмоций в течение дня или заполнение дневника эмоций по его итогу.

Для развития осознанности можно применять гештальт-практику «континуум осознавания» — она также помогает распознавать свои чувства, мысли и телесные ощущения в моменте. Это развивает «эмоциональную грамотность» и связь с телесными ощущениями.

Для эмоциональной регуляции существует множество дыхательных практик: короткие медитации, дыхание на 4/6, дыхание «по квадрату» и другие. Также будут полезны различные практики мышечной релаксации. Для регуляции очень сильных эмоций могут пригодиться навыки из диалектико-поведенческой терапии, такие как навык СТОП, навык ТРУД или навык 5-4-3-2-1. Описание этих практик можно без труда найти в интернете. Главное — регулярно практиковать их, чтобы они превратились в навыки.

Много упражнений для развития эмоционального интеллекта описано в книгах и открытых источниках, их можно практиковать самостоятельно. Но применить знания на практике и отточить навыки в живой обстановке с другими людьми можно только во время очного обучения. Вы можете попробовать такой формат развития EQ на нашем трехдневном тренинге «Эмоциональный интеллект руководителя». Вы оцените свой уровень EQ с помощью теста, разберете составляющие эмоционального интеллекта и отработаете многие навыки на практике.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям