
31 октября 2025
Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен руководителю
Эмоциональный интеллект — ключевой навык руководителя, основа его soft skills. Руководители с развитым эмоциональным интеллектом эффективнее управляют и создают доверительную и продуктивную атмосферу в команде. Это лидеры, за которыми люди хотят идти к целям. В статье разбираемся, что скрывается за понятием «эмоциональный интеллект», почему он так важен для руководителей и как развивать эмоциональную компетентность.
Содержание:
- Что такое эмоциональный интеллект
- Составляющие эмоционального интеллекта
- Для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект как инструмент в работе руководителя
- В чем сложность развития эмоционального интеллекта
- Как развить эмоциональный интеллект руководителя
- Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект, или Emotional Quotient (EQ), ― это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.
Авторство этого термина приписывают профессорам Йельского университета Питеру Саловею и Джеку Майеру — в 1990 году они опубликовали статью под названием «Эмоциональный интеллект». Ученые выяснили, что человек не в силах изменять свои эмоции, но может выбирать, как действовать под их влиянием, то есть осознанно управлять своими реакциями. Именно эту способность и назвали эмоциональным интеллектом.
Широкую популярность понятие «эмоциональный интеллект» приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, американскому писателю, научному журналисту и психологу. В 1995 году он выпустил одноименную книгу, где выразил революционную для того времени идею — лишь 15% успеха руководителя связано с его IQ, тогда как 85% обусловлено наличием у него развитого EQ — эмоционального интеллекта. Гоулман утверждал, что даже самые одаренные специалисты с высоким IQ могут проваливаться в карьере из-за низкого EQ, например, неумения работать в команде или контролировать стресс. Это заключение было основано на исследованиях, проведенных в институте Карнеги. Они показали, что эмоциональный интеллект критически важен для лидерства, построения отношений и принятия решений.
Составляющие эмоционального интеллекта
Исследователи выделяют разные составляющие эмоционального интеллекта, в Сети можно встретить несколько классификаций, однако в четырех ключевых навыках сходятся все:
- осознание своих эмоций;
- управление своими эмоциями;
- осознание эмоций других людей;
- управление эмоциями других людей.
Эмоциональный интеллект начинается с собственной осознанности: «Что я сейчас чувствую»? Только осознав эмоцию, с ней можно что-то сделать дальше. К эмоциям других людей стоит переходить только после того, как налажен контакт с собой. Можно учиться распознавать эмоции окружающих по невербальным признакам: позе, жестам, мимике, изменению интонации, скорости речи. И уже в дальнейшем переходить к работе с эмоциями других людей и влиянию на них.
Одна из самых популярных моделей Дэниела Гоулмана включает пять составляющих эмоционального интеллекта, среди которых также есть способности осознавать свои эмоции и управлять ими, а еще эмпатическая способность понимать эмоции других людей и выстраивать с ними доверительные и продуктивные отношения.
Пять составляющих эмоционального интеллекта по Дэниелу Гоулману
| Осознание своих эмоций | Способность распознавать и понимать свои эмоции и побуждения, а также признавать их воздействие на других людей |
| Саморегуляция | Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции, управлять своими эмоциональными реакциями |
| Мотивация | Стремление добиваться поставленных целей, увлеченность работой как смыслом — не только из-за денег или статуса. Умение поддерживать себя в трудные моменты и не сдаваться |
| Эмпатия | Способность понимать и учитывать эмоциональное состояние других людей. Умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоциональными реакциями |
| Социальные навыки | Умение налаживать контакты и выстраивать доверительные отношения. Способность находить точки соприкосновения, выходить из конфликтов и достигать взаимопонимания |
Эмоциональный интеллект помогает повысить качество жизни и поэтому важен для всех, но для руководителей он важен особенно. Чем выше управленческий уровень, тем серьезнее могут быть последствия для бизнеса. Обладатели комбинации «низкий EQ + топ-уровень» могут поставить под угрозу жизнь всей компании.
Для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта
Работа руководителя — это в первую очередь работа с людьми. А там, где есть люди и взаимоотношения, всегда есть эмоции. Руководитель — это эмоциональный лидер, и чем выше его уровень, тем важнее для него развитый EQ.
Можно сказать, что в 2025 году эмоциональный интеллект руководителя стал мастхэвом для большинства управленцев. Мы живем в эпоху нестабильности, турбулентности и постоянных перемен, когда от команд требуется умение не застревать в сложных переживаниях, а быстро адаптироваться к изменениям и двигаться дальше. Задача лидера в такой ситуации — минимизировать влияние негативных факторов, нейтрализовать тревогу и создать опоры.
Эмоциональный интеллект помогает руководителю:
- создавать и поддерживать продуктивную атмосферу в команде;
- обеспечивать ясную коммуникацию;
- эффективнее ставить задачи, экологичнее контролировать выполнение и давать качественную обратную связь;
- мотивировать и вдохновлять команду;
- работать с сопротивлением, разрешать сложные ситуации и конфликты;
- обучать и развивать своих сотрудников;
- создавать ценностное ядро, мобилизовать ресурсы команды для достижения цели.
Руководители с развитым и низким EQ по-разному ведут себя в управленческих ситуациях и взаимодействуют с командой. В галерее привели несколько примеров, как управляют руководители с развитым эмоциональным интеллектом.
Восемь рабочих ситуаций, на примере которых можно увидеть, как проявляют себя в управленческой роли руководители с высоким EQ
Стоит сказать, что развитый эмоциональный интеллект вовсе не означает, что руководитель создает вокруг атмосферу всеобщей радости и ведет себя с подчиненными как «добренький папа». Это означает, что он использует свой репертуар эмоциональных навыков осознанно и выбирает реакции и стиль поведения по ситуации.
Эмоциональный интеллект как инструмент в работе руководителя
Каждую способность EQ руководитель использует в разных ситуациях, чтобы решать поставленные задачи. Более того, он может направлять энергию определенных эмоций на решение наиболее подходящих задач, используя ее как топливо и катализатор. Разные эмоции создают различный когнитивный настрой, который делает нас более эффективными в конкретных видах деятельности. Например, в нересурсном состоянии, при невысоком уровне энергии лучше всего заниматься механической и рутинной работой: анализом, проверкой документов, поиском ошибок. В ресурсном же состоянии — делать творческую работу, например, проводить мозговые штурмы, придумывать новые продукты, создавать презентации и т. д.
Инструмент под названием матрица Карузо позволяет сориентироваться, для каких задач лучше использовать то или иное эмоциональное состояние.

Используя матрицу Карузо, руководитель может распределять задачи с учетом эмоционального состояния сотрудника или команды
Эмоциональный интеллект просто необходим в решении сложных управленческих ситуаций, таких как увольнение сотрудника или разрешение конфликта. Тут руководителю требуется проявить весь свой арсенал навыков: удерживать в балансе собственное эмоциональное состояние, параллельно решая управленческую задачу.
Покажем на примерах, как руководитель применяет навыки EQ в сложных ситуациях:
Развитые навыки EQ помогают руководителю подобрать лучшие решения в сложных ситуациях
Навыки и способности, которые задействует руководитель в сложных управленческих ситуациях, можно развивать. Хорошая новость в том, что EQ можно развивать в любом возрасте. Вместе с тем важно понимать, что это довольно трудоемкая и продолжительная работа, которая потребует от человека определенной внутренней трансформации.
В чем сложности развития эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта — это процесс, который происходит небыстро и имеет свои нюансы и сложности.

Три ключевые сложности развития эмоционального интеллекта
Первая сложность в том, что развитие эмоционального интеллекта — процесс продолжительный. Укоренившиеся установки и привычные способы реагирования сложно менять — то, что складывалось годами и десятилетиями, не может измениться по щелчку пальцев. Поэтому руководителям, которые хотят развивать свой EQ, стоит настроиться на серьезную работу над собой. Эта работа не всегда легкая и приятная, но результат того стоит.
Отдельно хочется упомянуть сложности, связанные с социально-культурным контекстом. В нашей стране несколько поколений воспитывалось в условиях, когда правильным считалось эмоции не проявлять, а подавлять. Это расценивалось как признак силы и ценилось в обществе. Многие из тех, кто сейчас работает руководителем, воспитаны на идеях о том, что «мальчики не плачут», «злиться — плохо» и даже «за громкий и искренний смех на людях должно быть стыдно».
Из этого вытекает следующая проблема — неумение распознавать и различать чувства. Часто на вопрос «Что вы чувствуете?» можно услышать ответ: «Не знаю», или «Ничего не чувствую», или «Нормально». Или даже человек говорит, что ему плохо. Но остается слепым пятном, что скрывается за этим «плохо» — раздражение, злость, обида, гнев, страх, зависть, стыд? А распознавание эмоции — это первый шаг, без которого нельзя сделать следующий — как-то с этим чувством обойтись.
Как развивать эмоциональный интеллект руководителю
Как мы уже написали выше, начинать развивать эмоциональный интеллект руководителю нужно с себя — с расширения зоны самоосознания, дифференциации своих чувств и эмоциональной регуляции.
Сначала нужно сформировать навык наблюдения за своим эмоциональным состоянием в моменте: «Что я сейчас чувствую?». Часто для развития этого навыка предлагают использовать таймер на телефоне, а также дневник эмоций. Первая практика позволяет фиксировать эмоцию в моменте, вторая — проанализировать и обобщить эмоциональные итоги дня. Расширить спектр понимания эмоций и научиться лучше определять оттенки чувств помогут такие инструменты, как карточки эмоций или колесо Роберта Плутчика.

С помощью колеса эмоций Роберта Плутчика удается лучше представить свои или чужие чувства
Помимо развития контакта с самим собой, руководителю очень важно наращивать инструментарий управления эмоциональным состоянием других людей. Такие коммуникативные инструменты нужны в сложных ситуациях, когда люди проявляют несанкционированные эмоции или их интенсивность слишком высокая. Очень важно, чтобы у руководителя в запасе всегда были инструменты, которые амортизируют или снижают интенсивность эмоционального фона. Это техники согласия, обратной связи, рефрейминга, техника «двух шляп» и многие другие.
По мнению экспертов ВЭШ, для развития эмоционального интеллекта необходимы три условия: практика, социальный процесс и наличие обратной связи. Поскольку эмоциональный интеллект проявляется во взаимодействии с другими людьми, то и развивать его наиболее эффективно будет среди других людей, например в учебной группе, где участники смогут поделиться своими реакциями и дать обратную связь. Такой процесс будет способствовать качественным личностным изменениям
Развивать эмоциональный интеллект можно и самостоятельно, читая книги и выполняя упражнения из открытых источников, но стоит понимать ограничения этого способа, который информирует и способствует появлению новых навыков, но не обеспечивает личностный рост. Если же вы хотите качественной личностной трансформации, лучше выбрать вариант очного обучения — например, прийти на наш курс «Эмоциональный интеллект в управлении: гибкие навыки руководителя». Эта программа длится пять месяцев, и за это время вы сможете не только получить новые знания, но и пережить новый опыт и сформировать новые навыки в кругу единомышленников и при поддержке опытных экспертов ВЭШ.
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта — это как тренировка мышц. Здесь важны регулярность, последовательность и постепенное увеличение сложности.
Фундамент развития EQ — это упражнения, направленные на осознание своих эмоций. Некоторые базовые практики мы уже упомянули в статье, например, использование таймера для определения эмоций в течение дня или заполнение дневника эмоций по его итогу.
Для развития осознанности можно применять гештальт-практику «континуум осознавания» — она также помогает распознавать свои чувства, мысли и телесные ощущения в моменте. Это развивает «эмоциональную грамотность» и связь с телесными ощущениями.
Для эмоциональной регуляции существует множество дыхательных практик: короткие медитации, дыхание на 4/6, дыхание «по квадрату» и другие. Также будут полезны различные практики мышечной релаксации. Для регуляции очень сильных эмоций могут пригодиться навыки из диалектико-поведенческой терапии, такие как навык СТОП, навык ТРУД или навык 5-4-3-2-1. Описание этих практик можно без труда найти в интернете. Главное — регулярно практиковать их, чтобы они превратились в навыки.
Много упражнений для развития эмоционального интеллекта описано в книгах и открытых источниках, их можно практиковать самостоятельно. Но применить знания на практике и отточить навыки в живой обстановке с другими людьми можно только во время очного обучения. Вы можете попробовать такой формат развития EQ на нашем трехдневном тренинге «Эмоциональный интеллект руководителя». Вы оцените свой уровень EQ с помощью теста, разберете составляющие эмоционального интеллекта и отработаете многие навыки на практике.





























