Бизнес-симуляции: как использовать для обучения и развития. Большой гид.

Большой гид по бизнес-симуляциям

27 апреля 2021

Сколько стоит ошибка в бизнесе? Иногда — несколько тысяч/миллионов рублей, иногда — целого бизнеса. А что, если в бизнес можно было бы «поиграть»? Без реальных рисков, как в игру? Накачать компетенции, попробовать разные подходы, увидеть последствия своих решений? Для этого и были придуманы бизнес-симуляции — формат обучения и развития, который моделирует важные аспекты бизнеса. Участники оказываются в эпицентре «управляемого взрыва» — в игре всё так же сложно, как в жизни, но ни одно решение не станет в действительности роковым. Мы написали большой гид по бизнес-симуляциям, где рассказали как и для каких задач в области T& D можно использовать этот формат, а также сделали обзор бизнес-симуляций ВЭШ.

Комби фрешбиз Рублевская.JPG

ПРОЛОГ

В 1990-е годы американская ипотечная компания Advanta Mortrage Corp. терпела многомиллионные убытки. Для того чтобы изменить ситуацию, новый исполнительный директор внедрил в обучение сотрудников симуляционную игру под названием «Глубокие карманы».

В игре сотрудники увидели, как функционируют разные подразделения компании и как работа других людей влияет на бизнес-результат. Например, игрок из финансового отдела наглядно понимал, как деньги, потраченные на обучение специалистов отдела продаж, влияют на рост прибыли.

Бизнес-симуляция стала одним из инструментов выхода компании из кризиса. Игровые ситуации были «срисованы» с реального бизнеса, поэтому опыт, полученный в игре, компания использовала в реальной деятельности.

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

Бизнес-симуляция — игра, максимально приближенная к реальным условиям бизнеса. Впервые была разработана в начале 90-х шведской компанией CELEMI. Этот формат быстро приобрел популярность, многие учебные заведения стали внедрять симуляции в свои программы.

В США симуляции используют для проведения семинаров в высших учебных заведениях. Некоторые бизнес-симуляции требуют такого уровня подготовки, что до их проведения допускаются преподаватели со степенью не ниже доктора наук (Ph.D)

В Россию бизнес-симуляции пришли в начале 2000-х как форма корпоративного обучения в российских подразделениях иностранных компаний.

В процессе бизнес-симуляции участники испытывают инструменты, полученные от тренера, получают инсайты, исходя из ситуаций, которые они проживают в игре. Бизнес-симуляция позволяет отработать инструменты в «лабораторных условиях», чтобы снизить риск ошибок в действующем бизнесе.

ВИДЫ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ

Отличие бизнес-симуляции от других форматов обучения в том, что участники получают знания через собственный опыт, а ведущий выступает в роли модератора-проводника. Полученные таким образом знания и навыки лучше применяются в реальной жизни.

Бизнес-симуляции делятся на два вида:

  1. Стандартные — подходят для всех сфер бизнеса;
  2. Адаптивные — разрабатываются с учетом особенной компании и специфики сферы её деятельности.

По способу организации симуляции бывают:

  • Настольные (похожие на «Монополию» или «Манчкин»);
  • Электронные — с применением компьютерного моделирования.

Какие задачи решают с помощью бизнес-симуляций:

  • Испытать разные стратегии и подходы, чтобы выработать лучшие решения для сложных ситуаций;
  • Развить навыки по любым необходимым компетенциям;
  • Научиться находить «узкие места» и пути оптимизации бизнес-процессов;
  • Повысить качество кросс-функционального взаимодействия;
  • Снизить сопротивление сотрудников при внедрении изменений;
  • Улучшить взаимодействие в команде, повысить уровень мотивации, ответственности и доверия;
  • Развить системное мышление и увидеть взаимосвязи между функциями, людьми и процессами в бизнесе;
  • Осознать свои ограничения и увидеть возможности и решения за рамками устоявшихся сценариев и стереотипов;
  • Оценить компетенции сотрудников в ситуациях, максимально близких к реальности.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ

Начнем с плюсов:

  • Низкий уровень сопротивления со стороны участников. В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в свою работу;
  • Командная работа обеспечивает высокий уровень вовлечения: во время игры участники проявляют азарт, эмоционально переживают, соревнуются с целью выиграть, обмениваются лучшими идеями и практиками;
  • В игре у участников есть возможность увидеть процесс принятия решений с разных уровней, научиться учитывать не одну причинно- следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, влияющих на результат;
  • Возможность участия в одной бизнес-симуляции сотрудников из разных подразделений и разного уровня способствует обмену опытом и улучшению взаимодействия между подразделениями компании;
  • Отсутствие рисков. Ошибки в игре не приведут к необратимым последствиям в бизнесе. Участники могут применять разные тактики, видеть последствия своих решений и делать выводы в кратчайшие сроки.

Минусы:

  • Зависимость от квалификации тренера. Ведущий симуляции может негативно влиять на групповую динамику, снизить интерес обучающихся к процессу игры. Важное значение имеет обратная связь по результатам игры — необходимо, чтобы ведущий умел безоценочно и деликатно разбирать итоги игры для каждого участника;
  • Бизнес-симуляция может выявить проблемные «зоны» участника, но решение этих проблем «лежит на плечах» человека. Игра мотивирует на поиск новых механизмов, но не формируют устойчивый навык. Навык надо дорабатывать отдельно, поэтому иногда имеет смысл комбинировать симуляцию с тренингом, чтобы была возможность для рефлексии и внедрения изменений;
  • Технические ограничения, связанные с количеством человек и условиями проведения. Количество участников может быть ограничено «сверху» или «снизу» самой механикой игры, в некоторых симуляциях требуется точное количество людей либо кратное числу команд. Разные симуляции требуют наличия разного оборудования, инвентаря, предъявляют разные требования к помещениям.

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИИ ВЭШ

В нашем портфеле четыре бизнес-симуляции, которые проводятся в рамках сборных программ и в корпоративном формате.

FreshBiz

Настольная бизнес-симуляция, развивающая вовлеченность и кооперацию. FreshBiz — игра сотрудничества, интеллектуального партнёрства и многопланового предпринимательского мышления.

Игра переведена на множество языков и проводится по всему миру. В корпоративном формате FreshBiz регулярно используют компании Google, IBM, HP, Pfizer, Сбербанк, Билайн, ведущие университеты мира.

Фабула и этапы

«FreshBiz» проходит в два раунда. За время игры участники должны пройти три игровые зоны и достичь победного поля «Остров». Для достижения цели участники должны заработать средства — брать ссуды в банке, открывать бизнесы, играть на бирже или в казино.

Раунд длится 90 минут. Игроки вступают в игру «как есть», применяя те же стратегии и сценарии, какими они пользуются в жизни. Чаще всего это неэффективные сценарии, которые продиктованы установками и стереотипами участников.

По окончании первого раунда участники совместно с ведущим анализируют свои результаты. Это помогает увидеть, что именно в их поведении и мышлении является тем «тормозом», который мешает достигнуть цели.

Во втором раунде игроки пробуют альтернативное поведение, применяют более эффективные модели поведения и получают принципиально другие результаты.

Результаты для участников

  1. Развивают навыки системного мышления
    Игра помогает увидеть ситуацию не фрагментарно, а целостно. Становятся очевидны скрытые закономерности, влияющие на бизнес. Приходит понимание, куда надо приложить усилия для улучшения ситуации или решения проблемы;
  2. По-новому выстраивают отношения с клиентами
    Участники понимают, что такое win-win в отношениях «заказчик–исполнитель». Развивают инициативность и ответственность;
  3. Пробуют «выйти за рамки» и создавать новые решения
    В процессе игры участники тренируются в умении рисковать, обнаруживают новые возможности для бизнеса, пробуют принципиально другие подходы и наблюдают последствия своих решений в режиме реального времени;
  4. Улучшают взаимодействие в команде
    Игроки получают ответ на вопрос, что «работает» эффективнее: конкуренция или кооперация. Игра учит ставить общие цели и вовлекает каждого участника команды в работу.
Грефенштейн.jpg
Александра Грефенштейн
Boxberry, директор
FreshBiz позволил по-новому взглянуть на взаимодействие с коллегами и партнерами и расширить представление о бизнес-процессах. Работа в сплочённой команде в условиях ограниченного времени зарядила энергией и позитивными эмоциями, а умение слушать и слышать своих коллег позволило найти нестандартные пути достижения целей

«БОВАНЕНКОВО»

Авторская бизнес-симуляция от преподавателя ВЭШ Елены Шубниковой на развитие навыков управления проектами. Игра позволяет испытать состояние неопределенности, в которой нужно быстро реагировать на риски и принимать решения, чтобы достичь конечной цели.

Фабула и этапы

Участники должны за восемь игровых недель построить здание из конструктора Lego. На старте их ждёт готовый фундамент, который был «залит» год назад, а также целый ряд ограничений — строительство осуществляется в условиях вечной мерзлоты, есть определенные требования к кладке стен, поставкам стройматериалов, организации работы строительных бригад.

Команде предстоит разработать план и реализовать его в строительном проекте. По ходу выполнения команда учится управлять рисками, использовать инструменты проектного менеджмента, работать в команде и выстраивать внутренние коммуникации, анализировать результаты в ходе ретроспективы.

После окончания игровой части участники анализируют результаты: удалось ли им достичь цели — построить здание в срок, уложившись в бюджет проекта. Разбирают, что помогло, а что, наоборот, мешало достичь результата и как можно было сделать по-другому. Отдельно смотрят на финансовые результаты проекта, делают выводы по работе команды.

Результаты для участников:

  1. На собственном опыте учатся управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
  2. Осваивают комплекс инструментов управления проектами: рассчитывают бюджет, составляют матрицу рисков, создают сквозной план проекта;
  3. Развивают навыки командной работы и осознают собственную ответственность за результат;
  4. Формируют системный подход к управлению проектами: учатся собирать информацию из разных источников, учитывать ограничения, выстраивать взаимодействие в команде;
  5. Развивают навыки промежуточного и итогового контроля при выполнении проекта, учатся быстро корректировать свои действия при возникновении сложных ситуаций.
Екатерина Соловьёва
Екатерина Соловьёва
торговая сеть Мегамарт, директор управления финансов и учёта
Это было WOW! Очень эмоционально, интересно, познавательно. Невероятный адреналин! Два вывода, которые я сделала из участия в бизнес-симуляции “Бованенково”: первый — нужно уметь слушать и слышать коллег, с которыми работаешь. Второе — важно не только планировать сам процесс, но и продумывать риски, дополнительно закладывая финансы и время. Бизнес-симуляция — это точно более эффективный процесс обучения, чем если бы мы просто сидели и слушали какую-то теорию

«ЖИВАЯ КОМПАНИЯ»

Симуляция моделирует бизнес-процессы торговой компании. Главная задача команды — достигнуть максимально возможной прибыли. Для этого от раунда к раунду необходимо совершенствовать бизнес-процессы и бизнес-отношения. Это самая большая бизнес-симуляция в портфеле ВЭШ по числу участников — в ней задействовано от 25 до 45 человек.

Фабула и Этапы

В течение шести игровых лет участникам необходимо закупать товары разного вида, и продавать их клиентам разных типов с разными потребностями. У каждого клиента есть свои объёмы спроса, сумма которых создает максимальную ёмкость рынка. Цель игры — получить наибольшую прибыль для компании.

Участники делятся на семь отделов. Каждая команда получает инструкцию, в которой описан функционал, товары, дана информация о рынке и его потребностях. В короткий срок всей командой необходимо построить единый бизнес-процесс, проверить его работоспособность и результативность, после чего прожить несколько циклов совершенствования локальных процессов и бизнес-процесса в целом: от закупа необходимых товаров, планирования логистики, эффективного управления рекламой до получения денег за выполнение клиентских заказов.

После каждого игрового года подводятся финансовые результаты, и участники должны осмыслить, что необходимо поменять в своей работе для увеличения прибыли в следующем периоде.

В процессе обсуждения, участники видят связь между проблемами, с которыми они сталкивались в игре и проблемами, которые возникают в их реальной работе. Решения, найденные в ходе игры, можно адаптировать к рабочим ситуациям.

Результаты для участников

  1. Меняют отношение к работе сотрудников других подразделений компании, развивают культуру клиентоориентированности;
  2. Формируют системный взгляд на работу компании. Участники осознают, что они — одна команда с общей целью и задачами и важен вклад каждого в реализацию этих задач;
  3. Учатся оптимизировать бизнес-процессы и внедрять подходы непрерывного совершенствования: внедрять изменения и встраивать локальный бизнес-процесс в общую бизнес-цепочку;
  4. Учатся вырабатывать общие решения и согласовывать их со всеми заинтересованными сторонами, слышать друг друга и договариваться.

Артём Евгеньев
Артём Евгеньев
Монди Уралпластик, менеджер по персоналу
Бизнес-симуляция — отличный метод! Драйвовый, свободный, вовлекающий. В бизнес-среде и в обучении взрослых людей это, наверное, один из самых действенных методов — в нём есть и активная работа, и взаимодействие и рефлексия. Игра позволяет не просто теоретизировать и рассуждать, а а попробовать что-то делать. И уже попробовав, анализировать действия

«БУМАЖНЫЕ САМОЛЁТЫ»

«Бумажные самолёты» (Paper Planers) — бизнес-симуляция, направленная на формирование навыков эффективного управления бизнес-процессами, развитие клиентоориентированности и улучшение командного взаимодействия. Помогает преодолеть барьеры, возникающие при организационных изменениях.

Фабула и этапы

Игра состоит из трёх раундов. Участники играют роли сотрудников компании, выигравшей тендер на производство самолетов высокотехнологичной конструкции. Цель игры — произвести как можно больше бумажных самолетов и сдать их заказчику.

В ходе жеребьёвки каждый участник получает свою «должность» с инструкциями. После этого команда начинает «строить» самолёт.

Процесс производства разделён на семь этапов — от резки материала до установки закрылков. Когда самолет собран — его надо испытать на полигоне. Только после успешных испытаний изделие принимается заказчиком.

В начале игры участники не видят всю картину, не задумываются об эффективности производства. Поэтому самолётов производится мало, а брака получается много.

По завершении раунда участники анализируют причины неудач, находят «узкие места» и придумывают, как улучшить производственный процесс. И уже в следующем раунде пробуют делать по-другому. Часть идей даёт результат, другая оказывается малоэффективной. Однако общее количество произведенных самолётов, как правило, увеличивается. По окончании второго раунда аналитическая сессия повторяется: участники ищут способы ускорить сборку и улучшить качество самолётов. В третьем раунде команда достигает максимального результата.

Результаты для участников

  1. На практике учатся анализировать причины снижения эффективности, находить «узкие» места в бизнес-процессах, придумывают решения по оптимизации и пробуют воплотить свои идеи в жизнь;
  2. Осознают важность вовлечённости при изменениях. Только в атмосфере вовлечённости можно достичь выдающихся результатов;
  3. Учатся работать в команде. Понимают важность вклада каждого сотрудника в общее дело, по-новому ощущают личную ответственность за результат;
  4. Меняют отношение к изменениям — перестают сопротивляться при внедрении изменений, так как понимают их смысл и ценность;
  5. Учатся отслеживать эффективность на основе ключевых метрик.
Владимир Салаев
Владимир Салаев
директор медицинской компании «Линкос»
В первом раунде мы сделали один самолёт, а в третьем за то же время — 36! Этого удалось достичь, потому что после каждого раунда наша команда думала над улучшением производственного процесса. Нам помогла нацеленность на результат и взаимная поддержка

Хотите обсудить, как бизнес-симуляции могут помочь в решении ваших задач? Отправьте нам заявку, и мы подробно вас проконсультируем.

Получить консультацию


Было интересно? Расскажите об этом друзьям