
25 ноября 2025
Что такое бизнес-симуляции и как они помогают развивать персонал
Сколько стоит ошибка в бизнесе? Иногда — тысячи рублей, а иногда — миллионы и бизнес в придачу. А что, если можно было бы «сыграть» в бизнес без рисков? Получить опыт, попробовать разные решения и увидеть последствия — без влияния на компанию? Для этого и придумали бизнес-симуляции. Они создают реалистичные условия, но ошибка не становится катастрофой. Участники учатся в игровом формате, развивают навыки и проверяют гипотезы. Мы написали подробный гид, чтобы показать, как и зачем использовать бизнес-симуляции в обучении и развитии персонала.
Содержание:
- Что такое бизнес-симуляции и зачем они нужны
- Как устроены бизнес-симуляции: механика, роли, процесс
- Чем бизнес-симуляции отличаются от лекций и тренингов
- Плюсы и минусы бизнес-симуляции: что важно знать
- В каких случаях необходимы бизнес-симуляции для обучения персонала
- Примеры бизнес-симуляций: учимся через игру
- Как измерить результаты и эффективность бизнес-симуляций
Что такое бизнес-симуляции и зачем они нужны
Бизнес-симуляция — это игра, которая максимально приближена к реальным условиям бизнеса. Представьте тренажер для пилотов: там есть те же кнопки и ситуации, но ошибки не приведут к аварии. В бизнес-симуляции можно безопасно экспериментировать, пробовать разные решения и сразу видеть их последствия. Это помогает отработать инструменты в «лабораторных условиях», набить шишки, чтобы снизить риски в реальном бизнесе.
Впервые бизнес-симуляции появились в начале 1990-х годов. Их начала использовать шведская компания CELEMI. Формат быстро стал популярным на Западе за счет того, что компании оценили эффективность такого формата.
В России бизнес-симуляции появились в начале 2000-х годов как форма корпоративного обучения в российских подразделениях иностранных компаний. Со временем симуляции вышли за рамки бизнеса — их стали применять в университетах. Для проведения некоторых из них требуется такой уровень подготовки, что допускаются преподаватели со степенью не ниже кандидата наук (Ph.D).
Бизнес-симуляции делятся на два вида:
- стандартные — подходят для всех сфер бизнеса;
- адаптивные — разрабатываются с учетом особенностей компании и специфики сферы ее деятельности.
Бизнес-симуляции помогают:
- испытать разные стратегии и подходы, чтобы выработать лучшие решения для сложных ситуаций;
- тренировать гибкость мышления и умение адаптироваться в переменчивой бизнес-среде;
- развить навыки по необходимым компетенциям;
- научиться находить «узкие места» и пути оптимизации бизнес-процессов;
- повысить качество кросс-функционального взаимодействия;
- осознать собственные ограничения, увидеть возможности и решения за рамками привычных сценариев поведения;
- улучшить взаимодействие в команде, повысить уровень мотивации, ответственности и доверия;
- развить системное мышление и увидеть взаимосвязи между функциями, людьми и процессами в бизнесе;
- снизить сопротивление сотрудников при внедрении изменений;
- оценить компетенции сотрудников в ситуациях, максимально близких к реальности.
Как устроены бизнес-симуляции: механика, роли, процесс
В бизнес-симуляциях каждый участник или команда получают конкретные роли. Это может быть руководитель отдела, сотрудник производства, маркетолог, закупщик или кто-то еще.
Участники действуют по сценарию, который описывает начальные условия, цели и ключевые вызовы. Обычно цель игры сводится к тому, что нужно достичь определенного результата. Например, увеличить прибыль, минимизировать издержки, вывести новый продукт на рынок и т. д.
Бизнес-симуляции могут проходить в офлайн-формате — например, в виде деловых игр с живым взаимодействием, или онлайн — через специальные платформы и программы.
Любая симуляция начинается с вводного этапа: участники знакомятся с правилами, получают роли, узнают начальный сценарий и цели. Далее приступают к основному игровому процессу — команда принимает решения и управляет виртуальным бизнесом или проектом в несколько раундов или периодов. После каждого раунда ведущий фиксирует итоги и оставляет новые данные для анализа.

Ведущим выступает сертифицированный бизнес-тренер с навыком фасилитации. Он объясняет правила игры, поддерживает процесс, следит за соблюдением регламентов и помогает провести итоговый разбор
В онлайн-симуляциях функции ведущего могут частично выполнять компьютерные алгоритмы.
Продолжительность варьируется от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от сложности и целей игры.
В конце игроки обсуждают принятые решения, выявляют ошибки и успешные ходы, делятся инсайтами, проговаривают выводы и уроки, которые помогут применять полученный опыт в реальной работе.
Чем бизнес-симуляции отличаются от лекций и тренингов
Если привести образное сравнение, то лекция дает карту, тренинг учит управлять лодкой, а бизнес-симуляция позволяет выйти в открытое море с рифами и штормами, зная, что спасательный катер рядом. В таблице мы сравнили три формы обучения.
| Параметр | Лекции | Тренинги | Симуляции |
|---|---|---|---|
| Основная цель | Передать знания и теорию | Отработать навык на практике | Применить знания и навыки в условиях, которые близки к реальности |
| Продолжительность | От 1 до нескольких часов | От нескольких часов до нескольких дней | От нескольких часов до нескольких дней или циклов |
| Роль тренера | Объяснять | Модерировать и консультировать | Выступать фасилитатором, ведущим и помогать анализировать результаты |
| Формат | Пассивный: ведущий говорит, участники слушают | Активный: ведущий показывает, участники пробуют отработать в упражнениях | Иммерсивный: участники действуют самостоятельно в смоделированной среде, ведущий наблюдает |
| Фокус | Знание — «что делать?» | Навык — «как делать?» | Опыт и мышление — «когда и почему делать?» |
| Перенос опыта в работу | Сложно. Нужно самостоятельно применить теорию | Умеренно. Отработанный навык можно использовать в практике | Максимально. Проработанные в бизнес-симуляции ситуации и инсайты интегрируются напрямую |
| Для чего больше всего подходит | Информировать о новых методах, процедурах, теориях | Обучать конкретным навыкам: продажам, переговорам, коммуникации и т. д. | Развивать стратегическое мышление, системное видение бизнеса, способность управлять рисками, вести проекты и т. д. |
Плюсы и минусы бизнес-симуляции: что важно знать
Бизнес-симуляции развивают практические навыки в безопасной среде, но не являются волшебной таблеткой и не решают всех задач обучения. Рассказываем про особенности бизнес-симуляций и факторы, которые могут снизить их эффективность.
Вот основные преимущества бизнес-симуляций:
- Сотрудники меньше сопротивляются обучению. В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в свою работу.
- Командная работа сильнее вовлекает. Во время игры участники проявляют азарт, испытывают эмоции, соревнуются с целью выиграть, обмениваются лучшими идеями и практиками.
- В игре участники видят весь процесс принятия решений с разных уровней. Это позволяет обнаружить не одну причинно-следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, которые влияют на результат.
- В одной бизнес-симуляции могут участвовать сотрудники из разных подразделений и разного уровня. Это помогает обмениваться опытом и улучшает взаимодействие между подразделениями компании.
- Нет рисков — ошибки в игре не приведут к необратимым последствиям в бизнесе. Участники могут применять разные тактики, видеть последствия своих решений и делать выводы «здесь и сейчас».
Основные причины, по которым бизнес-симуляции могут не дать ожидаемого эффекта:
- Вовлеченность и качество обучения зависят от квалификации тренера. Ведущий симуляции может негативно влиять на групповую динамику, снижать интерес обучающихся к процессу игры. Важное значение имеет обратная связь по результатам игры. Необходимо, чтобы ведущий умел безоценочно и деликатно разбирать итоги игры для каждого участника.
- Если у сотрудников не сформированы навыки, которые нужно отработать, во время симуляции люди не смогут повысить уровень владения ими.
- Игра может подсвечивать проблемные «зоны» участника, но решение этих проблем — ответственность человека. Игра мотивирует искать новые механизмы, но не формирует устойчивый навык — его надо дорабатывать отдельно. Поэтому иногда имеет смысл комбинировать симуляцию с тренингом, чтобы была возможность рефлексировать и внедрять изменения.
- Симуляция может не отражать реальные бизнес-процессы компании и быть неактуальной для специфики бизнеса. Поэтому важно выбирать игру, которая максимально приближена к деятельности компании.
- Количество участников может быть ограничено механикой игры. В некоторых симуляциях требуется точное количество людей либо кратное числу команд. Для некоторых игр нужны специальное оборудование, инвентарь или помещения.
В каких случаях необходимы бизнес-симуляции для обучения персонала
Бизнес-симуляции требуют от игроков действия. Активное участие, эмоциональная вовлеченность и погруженность в сюжет позволяют лучше усвоить теоретические знания и применить их на практике.
Чаще всего бизнес-симуляции используют, когда есть задача:
- адаптировать новых руководителей;
- подготовить команду к трансформациям или поддержать внедренные изменения;
- улучшить командообразование и межфункциональное взаимодействие;
- сформировать управленческий резерв;
- попрактиковать стратегическое мышление;
- отработать навык принятия решений;
- повысить качество управления рисками и кризисами;
- укрепить вовлеченность и мотивацию сотрудников;
- протестировать новые бизнес-модели и процессы.
Читайте также: «Обучение через игру: как бизнес-игры помогают HR развивать компетенции сотрудников».
Примеры бизнес-симуляций: учимся через игру
Расскажем про несколько бизнес-симуляций из арсенала ВЭШ и их особенности.
FreshBiz
Игра переведена на множество языков и проводится по всему миру. В корпоративном формате FreshBiz регулярно используют компании Google, IBM, HP, Pfizer, Сбербанк, Билайн, ведущие университеты мира.
FreshBiz состоит из двух раундов. За время игры участники должны пройти три игровые зоны и достичь победного поля. Чтобы прийти к цели, участникам нужно заработать деньги — управлять компаниями в живой игровой среде, которая похожа на настоящий рынок. В ходе игры участники сталкиваются с неожиданными ситуациями, учатся быстро адаптироваться, мыслить как предприниматели и находить нестандартные решения.
По окончании первого раунда участники вместе с ведущим анализируют результаты. Это помогает увидеть, что именно в поведении и мышлении игроков тормозит движение к цели. Они осознают ограничивающие установки и шаблоны, которые мешают эффективно действовать, и получают возможность менять их.
Затем проходит мини-тренинг, чтобы во втором раунде игроки попробовали использовать более эффективные модели поведения и получили принципиально другие результаты.
В результате участники:
- Развивают навыки системного мышления. Игра помогает увидеть ситуацию не фрагментарно, а целостно. Становятся очевидны скрытые закономерности, влияющие на бизнес. Приходит понимание, какие усилия надо приложить для улучшения ситуации или решения проблемы.
- По-новому выстраивают отношения с клиентами. Участники понимают, что такое win-win в отношениях «заказчик — исполнитель». Развивают инициативность и ответственность.
- Пробуют «выйти за рамки» и создавать новые решения. В процессе игры участники тренируют навык идти на риск, обнаруживают новые возможности для бизнеса, пробуют принципиально другие подходы и наблюдают последствия своих решений в режиме реального времени.
- Улучшают взаимодействие в команде. Игроки получают ответ на вопрос, что «работает» эффективнее: конкуренция или кооперация. Игра учит ставить общие цели и вовлекает каждого участника команды в работу.
О том, как организовать бизнес-симуляцию FreshBiz, рассказали на этой странице.
«Бованенково»
Авторская бизнес-симуляция, которая позволяет развивать навыки проектного управления. Ее разработала эксперт в области стратегического менеджмента и преподаватель ВЭШ Елена Шубникова.
Команде предстоит разработать план действий и реализовать его в строительном проекте. В процессе игры команда учится управлять рисками, использовать инструменты проектного менеджмента, работать заодно и выстраивать внутренние коммуникации, анализировать результаты в ходе ретроспективы.
В конце участники подводят итоги: удалось ли им прийти к цели — построить здание в срок и уложиться в бюджет проекта. Обсуждают, что помогло достичь результата, а что мешало и как можно было сделать по-другому. Отдельно игроки разбирают финансовые результаты проекта, делают выводы по работе команды.
В результате участники:
- на собственном опыте учатся управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
- осваивают комплекс инструментов управления проектами: рассчитывают бюджет, составляют матрицу рисков, создают сквозной план проекта;
- развивают навыки командной работы и осознают собственную ответственность за результат;
- формируют системный подход к управлению проектами: учатся собирать информацию из разных источников, учитывать ограничения, выстраивать взаимодействие в команде;
- развивают навыки промежуточного и итогового контроля при выполнении проекта, учатся быстро корректировать свои действия при возникновении сложных ситуаций.
Больше деталей про бизнес-симуляцию «Бованенково» собрали на отдельной странице.
«Живая компания»
Симуляция показывает, как работают бизнес-процессы торговой компании. Главная задача — заработать как можно больше денег.
Игра длится шесть раундов, каждый из которых равен одному году. За это время участникам необходимо закупать у завода товары разного вида и продавать их. Как и в реальности, рынок напоминает живой организм: покупатели сравнивают товары, реагируют на маркетинговые ходы, имеют персональные особенности и запросы. А завод работает по собственному графику и срокам, которые нужно учитывать.
Участники делятся на семь отделов. Каждая команда получает инструкцию, в которой описан функционал, товары, есть информация о рынке и его потребностях.
После каждого игрового года подводятся финансовые результаты. Участники должны осмыслить, что необходимо поменять в своей работе, чтобы увеличить прибыль компании в следующем периоде.
В результате участники:
- меняют отношение к работе сотрудников других подразделений компании, развивают культуру клиентоориентированности;
- формируют системный взгляд на работу компании: осознают, что они — одна команда с общей целью и задачами и что важен вклад каждого в реализацию этих задач;
- учатся оптимизировать бизнес-процессы и внедрять подходы непрерывного совершенствования: внедрять изменения и встраивать локальный бизнес-процесс в общую бизнес-цепочку;
- тренируются вырабатывать общие решения и согласовывать их со всеми заинтересованными сторонами, слышать друг друга и договариваться.
Подробнее про бизнес-симуляцию «Живая компания» расскажет менеджер ВЭШ. Оставьте заявку.
«Авиазавод»
Игра состоит из трех раундов. Участники выполняют роли разных сотрудников компании, которая выиграла тендер, и теперь ей предстоит произвести высокотехнологичные самолеты. Цель игры — сделать как можно больше бумажных самолетов и сдать их заказчику.
Процесс производства разделен на семь этапов — от резки материала до установки закрылков. Когда самолет собран, его надо испытать на полигоне. Заказчик принимает изделие, только если оно успешно протестировано.
Когда заканчивается первый раунд, участники анализируют причины неудач, находят «узкие места» и придумывают, как улучшить производственный процесс. И уже в следующем раунде пробуют делать по-другому. Часть идей дает результат, другая — оказывается малоэффективной. Но общее количество созданных самолетов, как правило, увеличивается.
Когда завершается второй раунд, аналитическая сессия повторяется: игроки ищут способы ускорить сборку и улучшить качество самолетов.
В третьем раунде команда достигает максимального результата.
В результате участники:
- осваивают полный цикл улучшений: анализируют сбои в процессах, находят «узкие» места, предлагают решения и сразу же проверяют их в работе;
- осознают, почему в изменениях важна вовлеченность — благодаря ей можно достичь выдающихся результатов;
- меняют отношение к изменениям — перестают сопротивляться, когда происходят трансформации, так как понимают их смысл и ценность;
- более слаженно работают в команде — понимают, насколько важен вклад каждого сотрудника в общее дело, по-новому ощущают личную ответственность за результат;
- учатся отслеживать эффективность работы на основе ключевых метрик.
Узнайте больше о том, как проходит бизнес-симуляция «Авиазавод» и как она помогает реализовывать цели компании, — оставьте заявку.
Как измерить результаты и эффективность бизнес-симуляций
Чтобы бизнес-симуляции оказались не только увлекательной игрой, но и приносили пользу, используют несколько способов оценки их эффективности.
Во-первых, собирают обратную связь участников через опросы и интервью, чтобы проанализировать актуальность и практическую ценность игры.
Во-вторых, исследуют рост ключевых показателей эффективности: производительности, качества решений, лидерских навыков до и после симуляции.
В-третьих, фиксируют уровень вовлеченности — мониторят, как изменилась активность и взаимодействие в командах.
В итоге бизнес-симуляции корректируют поведение сотрудников, повышают эффективность команд и помогают достигать стратегических целей компании.
Заказать бизнес-симуляцию можно в ВЭШ — мы проведем игру в нашем офисе в Екатеринбурге или на вашей территории из любой точки страны по согласованию.






































