бс_обложка.jpg

25 ноября 2025

Что такое бизнес-симуляции и как они помогают развивать персонал

Сколько стоит ошибка в бизнесе? Иногда — тысячи рублей, а иногда — миллионы и бизнес в придачу. А что, если можно было бы «сыграть» в бизнес без рисков? Получить опыт, попробовать разные решения и увидеть последствия — без влияния на компанию? Для этого и придумали бизнес-симуляции. Они создают реалистичные условия, но ошибка не становится катастрофой. Участники учатся в игровом формате, развивают навыки и проверяют гипотезы. Мы написали подробный гид, чтобы показать, как и зачем использовать бизнес-симуляции в обучении и развитии персонала.

Содержание:

Что такое бизнес-симуляции и зачем они нужны

Бизнес-симуляция — это игра, которая максимально приближена к реальным условиям бизнеса. Представьте тренажер для пилотов: там есть те же кнопки и ситуации, но ошибки не приведут к аварии. В бизнес-симуляции можно безопасно экспериментировать, пробовать разные решения и сразу видеть их последствия. Это помогает отработать инструменты в «лабораторных условиях», набить шишки, чтобы снизить риски в реальном бизнесе.

Впервые бизнес-симуляции появились в начале 1990-х годов. Их начала использовать шведская компания CELEMI. Формат быстро стал популярным на Западе за счет того, что компании оценили эффективность такого формата.

В середине 1990-х годов ипотечная компания Advanta Mortrage Corp. несла многомиллионные убытки. Новый руководитель научил сотрудников понимать финансы с помощью деловой игры «Глубокие карманы». Ситуации были «срисованы» с реального бизнеса. Поэтому полученный опыт компания использовала на практике. Сотрудники видели, как их решения влияют на общий результат. Игра помогла сотрудникам начать думать как владельцы бизнеса. В итоге бизнес-симуляция стала одним из инструментов, который позволил компании выйти из кризиса.

В России бизнес-симуляции появились в начале 2000-х годов как форма корпоративного обучения в российских подразделениях иностранных компаний. Со временем симуляции вышли за рамки бизнеса — их стали применять в университетах. Для проведения некоторых из них требуется такой уровень подготовки, что допускаются преподаватели со степенью не ниже кандидата наук (Ph.D).

В отличие от других форматов обучения в бизнес-симуляциях участники получают знания через собственный опыт, а ведущий выступает в роли модератора-проводника. Полученные знания и навыки сотрудники закрепляют и применяют в реальной жизни.

Бизнес-симуляции делятся на два вида:

  • стандартные — подходят для всех сфер бизнеса;
  • адаптивные — разрабатываются с учетом особенностей компании и специфики сферы ее деятельности.

Бизнес-симуляции помогают:

  • испытать разные стратегии и подходы, чтобы выработать лучшие решения для сложных ситуаций;
  • тренировать гибкость мышления и умение адаптироваться в переменчивой бизнес-среде;
  • развить навыки по необходимым компетенциям;
  • научиться находить «узкие места» и пути оптимизации бизнес-процессов;
  • повысить качество кросс-функционального взаимодействия;
  • осознать собственные ограничения, увидеть возможности и решения за рамками привычных сценариев поведения;
  • улучшить взаимодействие в команде, повысить уровень мотивации, ответственности и доверия;
  • развить системное мышление и увидеть взаимосвязи между функциями, людьми и процессами в бизнесе;
  • снизить сопротивление сотрудников при внедрении изменений;
  • оценить компетенции сотрудников в ситуациях, максимально близких к реальности.

Как устроены бизнес-симуляции: механика, роли, процесс

В бизнес-симуляциях каждый участник или команда получают конкретные роли. Это может быть руководитель отдела, сотрудник производства, маркетолог, закупщик или кто-то еще.

Участники действуют по сценарию, который описывает начальные условия, цели и ключевые вызовы. Обычно цель игры сводится к тому, что нужно достичь определенного результата. Например, увеличить прибыль, минимизировать издержки, вывести новый продукт на рынок и т. д.

Правила бизнес-симуляции ограничивают действия игроков и задают рамки: что можно и чего нельзя делать, какие ресурсы доступны, как работает конкуренция и рынок. Ограничения помогают создать реалистичные условия и повысить ценность опыта.

Бизнес-симуляции могут проходить в офлайн-формате — например, в виде деловых игр с живым взаимодействием, или онлайн — через специальные платформы и программы.

Любая симуляция начинается с вводного этапа: участники знакомятся с правилами, получают роли, узнают начальный сценарий и цели. Далее приступают к основному игровому процессу — команда принимает решения и управляет виртуальным бизнесом или проектом в несколько раундов или периодов. После каждого раунда ведущий фиксирует итоги и оставляет новые данные для анализа.

Комби фрешбиз Рублевская.JPG

Ведущим выступает сертифицированный бизнес-тренер с навыком фасилитации. Он объясняет правила игры, поддерживает процесс, следит за соблюдением регламентов и помогает провести итоговый разбор

В онлайн-симуляциях функции ведущего могут частично выполнять компьютерные алгоритмы.

Продолжительность варьируется от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от сложности и целей игры.

В конце игроки обсуждают принятые решения, выявляют ошибки и успешные ходы, делятся инсайтами, проговаривают выводы и уроки, которые помогут применять полученный опыт в реальной работе.

Чем бизнес-симуляции отличаются от лекций и тренингов

Если привести образное сравнение, то лекция дает карту, тренинг учит управлять лодкой, а бизнес-симуляция позволяет выйти в открытое море с рифами и штормами, зная, что спасательный катер рядом. В таблице мы сравнили три формы обучения.

ПараметрЛекцииТренингиСимуляции
Основная цельПередать знания и теориюОтработать навык на практикеПрименить знания и навыки в условиях, которые близки к реальности
Продолжительность От 1 до нескольких часов От нескольких часов до нескольких днейОт нескольких часов до нескольких дней или циклов
Роль тренера ОбъяснятьМодерировать и  консультироватьВыступать фасилитатором, ведущим и помогать анализировать результаты
Формат Пассивный: ведущий говорит, участники слушают Активный: ведущий показывает, участники пробуют отработать в упражненияхИммерсивный: участники действуют самостоятельно в смоделированной среде, ведущий наблюдает
Фокус Знание — «что делать?»Навык — «как делать?»Опыт и мышление — «когда и почему делать?»
Перенос опыта в работуСложно. Нужно самостоятельно применить теориюУмеренно. Отработанный навык можно использовать в практикеМаксимально. Проработанные в бизнес-симуляции ситуации и инсайты интегрируются  напрямую
Для чего больше всего подходитИнформировать о новых методах, процедурах, теорияхОбучать конкретным навыкам: продажам, переговорам, коммуникации и т. д.Развивать стратегическое мышление, системное видение бизнеса, способность управлять рисками, вести проекты и т. д.

Плюсы и минусы бизнес-симуляции: что важно знать

Бизнес-симуляции развивают практические навыки в безопасной среде, но не являются волшебной таблеткой и не решают всех задач обучения. Рассказываем про особенности бизнес-симуляций и факторы, которые могут снизить их эффективность.

Вот основные преимущества бизнес-симуляций:

  • Сотрудники меньше сопротивляются обучению. В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в свою работу.
  • Командная работа сильнее вовлекает. Во время игры участники проявляют азарт, испытывают эмоции, соревнуются с целью выиграть, обмениваются лучшими идеями и практиками.
  • В игре участники видят весь процесс принятия решений с разных уровней. Это позволяет обнаружить не одну причинно-следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, которые влияют на результат.
  • В одной бизнес-симуляции могут участвовать сотрудники из разных подразделений и разного уровня. Это помогает обмениваться опытом и улучшает взаимодействие между подразделениями компании.
  • Нет рисков — ошибки в игре не приведут к необратимым последствиям в бизнесе. Участники могут применять разные тактики, видеть последствия своих решений и делать выводы «здесь и сейчас».

Основные причины, по которым бизнес-симуляции могут не дать ожидаемого эффекта:

  • Вовлеченность и качество обучения зависят от квалификации тренера. Ведущий симуляции может негативно влиять на групповую динамику, снижать интерес обучающихся к процессу игры. Важное значение имеет обратная связь по результатам игры. Необходимо, чтобы ведущий умел безоценочно и деликатно разбирать итоги игры для каждого участника.
  • Если у сотрудников не сформированы навыки, которые нужно отработать, во время симуляции люди не смогут повысить уровень владения ими.
  • Игра может подсвечивать проблемные «зоны» участника, но решение этих проблем — ответственность человека. Игра мотивирует искать новые механизмы, но не формирует устойчивый навык — его надо дорабатывать отдельно. Поэтому иногда имеет смысл комбинировать симуляцию с тренингом, чтобы была возможность рефлексировать и внедрять изменения.
  • Симуляция может не отражать реальные бизнес-процессы компании и быть неактуальной для специфики бизнеса. Поэтому важно выбирать игру, которая максимально приближена к деятельности компании.
  • Количество участников может быть ограничено механикой игры. В некоторых симуляциях требуется точное количество людей либо кратное числу команд. Для некоторых игр нужны специальное оборудование, инвентарь или помещения.

В каких случаях необходимы бизнес-симуляции для обучения персонала

Бизнес-симуляции требуют от игроков действия. Активное участие, эмоциональная вовлеченность и погруженность в сюжет позволяют лучше усвоить теоретические знания и применить их на практике.

Чаще всего бизнес-симуляции используют, когда есть задача:

  • адаптировать новых руководителей;
  • подготовить команду к трансформациям или поддержать внедренные изменения;
  • улучшить командообразование и межфункциональное взаимодействие;
  • сформировать управленческий резерв;
  • попрактиковать стратегическое мышление;
  • отработать навык принятия решений;
  • повысить качество управления рисками и кризисами;
  • укрепить вовлеченность и мотивацию сотрудников;
  • протестировать новые бизнес-модели и процессы.

Читайте также: «Обучение через игру: как бизнес-игры помогают HR развивать компетенции сотрудников».

Примеры бизнес-симуляций: учимся через игру

Расскажем про несколько бизнес-симуляций из арсенала ВЭШ и их особенности.

FreshBiz

Настольная бизнес-симуляция, которая развивает вовлеченность и кооперацию. Это игра о сотрудничестве, интеллектуальном партнерстве и многоплановом предпринимательском мышлении.

Игра переведена на множество языков и проводится по всему миру. В корпоративном формате FreshBiz регулярно используют компании Google, IBM, HP, Pfizer, Сбербанк, Билайн, ведущие университеты мира.

FreshBiz состоит из двух раундов. За время игры участники должны пройти три игровые зоны и достичь победного поля. Чтобы прийти к цели, участникам нужно заработать деньги — управлять компаниями в живой игровой среде, которая похожа на настоящий рынок. В ходе игры участники сталкиваются с неожиданными ситуациями, учатся быстро адаптироваться, мыслить как предприниматели и находить нестандартные решения.

Игра позволяет участникам проверить, насколько эффективны их стратегии и сценарии поведения, какие установки приближают к цели, а какие тормозят. Бизнес-симуляция Freshbiz показывает, в каких ситуациях их подходы и решения работают, а в каких — нет.

По окончании первого раунда участники вместе с ведущим анализируют результаты. Это помогает увидеть, что именно в поведении и мышлении игроков тормозит движение к цели. Они осознают ограничивающие установки и шаблоны, которые мешают эффективно действовать, и получают возможность менять их.

Затем проходит мини-тренинг, чтобы во втором раунде игроки попробовали использовать более эффективные модели поведения и получили принципиально другие результаты.

В результате участники:

  1. Развивают навыки системного мышления. Игра помогает увидеть ситуацию не фрагментарно, а целостно. Становятся очевидны скрытые закономерности, влияющие на бизнес. Приходит понимание, какие усилия надо приложить для улучшения ситуации или решения проблемы.
  2. По-новому выстраивают отношения с клиентами. Участники понимают, что такое win-win в отношениях «заказчик — исполнитель». Развивают инициативность и ответственность.
  3. Пробуют «выйти за рамки» и создавать новые решения. В процессе игры участники тренируют навык идти на риск, обнаруживают новые возможности для бизнеса, пробуют принципиально другие подходы и наблюдают последствия своих решений в режиме реального времени.
  4. Улучшают взаимодействие в команде. Игроки получают ответ на вопрос, что «работает» эффективнее: конкуренция или кооперация. Игра учит ставить общие цели и вовлекает каждого участника команды в работу.

О том, как организовать бизнес-симуляцию FreshBiz, рассказали на этой странице.

«Бованенково»

Авторская бизнес-симуляция, которая позволяет развивать навыки проектного управления. Ее разработала эксперт в области стратегического менеджмента и преподаватель ВЭШ Елена Шубникова.

По сюжету участники должны за восемь игровых недель построить здание из конструктора Lego. На старте их ждет готовый фундамент, который был «залит» год назад, а также есть ряд ограничений. Строительство осуществляется в условиях вечной мерзлоты. Есть определенные требования, как нужно возводить стены, поставлять стройматериалы, организовывать работу строительных бригад.

Команде предстоит разработать план действий и реализовать его в строительном проекте. В процессе игры команда учится управлять рисками, использовать инструменты проектного менеджмента, работать заодно и выстраивать внутренние коммуникации, анализировать результаты в ходе ретроспективы.

В конце участники подводят итоги: удалось ли им прийти к цели — построить здание в срок и уложиться в бюджет проекта. Обсуждают, что помогло достичь результата, а что мешало и как можно было сделать по-другому. Отдельно игроки разбирают финансовые результаты проекта, делают выводы по работе команды.

Эта игра позволяет увидеть, насколько важно оценивать риски на старте проекта и организовывать работу команды, чтобы работать эффективно даже в самых непредсказуемых условиях.

В результате участники:

  1. на собственном опыте учатся управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
  2. осваивают комплекс инструментов управления проектами: рассчитывают бюджет, составляют матрицу рисков, создают сквозной план проекта;
  3. развивают навыки командной работы и осознают собственную ответственность за результат;
  4. формируют системный подход к управлению проектами: учатся собирать информацию из разных источников, учитывать ограничения, выстраивать взаимодействие в команде;
  5. развивают навыки промежуточного и итогового контроля при выполнении проекта, учатся быстро корректировать свои действия при возникновении сложных ситуаций.

Больше деталей про бизнес-симуляцию «Бованенково» собрали на отдельной странице.

«Живая компания»

Симуляция показывает, как работают бизнес-процессы торговой компании. Главная задача — заработать как можно больше денег.

Игра длится шесть раундов, каждый из которых равен одному году. За это время участникам необходимо закупать у завода товары разного вида и продавать их. Как и в реальности, рынок напоминает живой организм: покупатели сравнивают товары, реагируют на маркетинговые ходы, имеют персональные особенности и запросы. А завод работает по собственному графику и срокам, которые нужно учитывать.

Участники делятся на семь отделов. Каждая команда получает инструкцию, в которой описан функционал, товары, есть информация о рынке и его потребностях.

В короткий срок игрокам необходимо построить единый бизнес-процесс и проверить, что он работает. Затем им предстоит несколько раз его улучшить. Игроки проходят полный цикл работы: закупают товары, строят логистику, управляют рекламой и получают оплату за заказы.

После каждого игрового года подводятся финансовые результаты. Участники должны осмыслить, что необходимо поменять в своей работе, чтобы увеличить прибыль компании в следующем периоде.

Через игру сотрудники учатся строить и улучшать операционную деятельность, управлять ресурсами, синхронизировать работу отделов с общей целью компании.

В результате участники:

  1. меняют отношение к работе сотрудников других подразделений компании, развивают культуру клиентоориентированности;
  2. формируют системный взгляд на работу компании: осознают, что они — одна команда с общей целью и задачами и что важен вклад каждого в реализацию этих задач;
  3. учатся оптимизировать бизнес-процессы и внедрять подходы непрерывного совершенствования: внедрять изменения и встраивать локальный бизнес-процесс в общую бизнес-цепочку;
  4. тренируются вырабатывать общие решения и согласовывать их со всеми заинтересованными сторонами, слышать друг друга и договариваться.

Подробнее про бизнес-симуляцию «Живая компания» расскажет менеджер ВЭШ. Оставьте заявку.

«Авиазавод»

Эта бизнес-симуляция помогает формировать навыки эффективного управления бизнес-процессами, развивать клиентоориентированность и улучшать командное взаимодействие. А также — преодолеть барьеры, которые возникают во время организационных изменений.

Игра состоит из трех раундов. Участники выполняют роли разных сотрудников компании, которая выиграла тендер, и теперь ей предстоит произвести высокотехнологичные самолеты. Цель игры — сделать как можно больше бумажных самолетов и сдать их заказчику.

Процесс производства разделен на семь этапов — от резки материала до установки закрылков. Когда самолет собран, его надо испытать на полигоне. Заказчик принимает изделие, только если оно успешно протестировано.

В начале игры участники не видят всей картины и не задумываются об эффективности производства. Поэтому самолетов производится мало, а брака получается много.

Когда заканчивается первый раунд, участники анализируют причины неудач, находят «узкие места» и придумывают, как улучшить производственный процесс. И уже в следующем раунде пробуют делать по-другому. Часть идей дает результат, другая — оказывается малоэффективной. Но общее количество созданных самолетов, как правило, увеличивается.

Когда завершается второй раунд, аналитическая сессия повторяется: игроки ищут способы ускорить сборку и улучшить качество самолетов.

В третьем раунде команда достигает максимального результата.

В результате участники:

  1. осваивают полный цикл улучшений: анализируют сбои в процессах, находят «узкие» места, предлагают решения и сразу же проверяют их в работе;
  2. осознают, почему в изменениях важна вовлеченность — благодаря ей можно достичь выдающихся результатов;
  3. меняют отношение к изменениям — перестают сопротивляться, когда происходят трансформации, так как понимают их смысл и ценность;
  4. более слаженно работают в команде — понимают, насколько важен вклад каждого сотрудника в общее дело, по-новому ощущают личную ответственность за результат;
  5. учатся отслеживать эффективность работы на основе ключевых метрик.

Узнайте больше о том, как проходит бизнес-симуляция «Авиазавод» и как она помогает реализовывать цели компании, — оставьте заявку.

Как измерить результаты и эффективность бизнес-симуляций

Чтобы бизнес-симуляции оказались не только увлекательной игрой, но и приносили пользу, используют несколько способов оценки их эффективности.

Во-первых, собирают обратную связь участников через опросы и интервью, чтобы проанализировать актуальность и практическую ценность игры.

Во-вторых, исследуют рост ключевых показателей эффективности: производительности, качества решений, лидерских навыков до и после симуляции.

В-третьих, фиксируют уровень вовлеченности — мониторят, как изменилась активность и взаимодействие в командах.

Симуляции дают долговременный эффект, поскольку в играх участники активно принимают решения и видят их последствия без риска для бизнеса. Это закрепляет опыт и повышает уверенность.

В итоге бизнес-симуляции корректируют поведение сотрудников, повышают эффективность команд и помогают достигать стратегических целей компании.

Заказать бизнес-симуляцию можно в ВЭШ — мы проведем игру в нашем офисе в Екатеринбурге или на вашей территории из любой точки страны по согласованию.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям