«Мини-, микро- и нано-MBA»: образовательный разбор от Юлии Голомшток

3 ноября 2017

Вокруг mini-MBA много «семантического шума», ведь формально требований к формату и содержанию программ нет. Mini-MBA сегодня может называться всё что угодно, есть даже шутка про «мини-, микро- и нано-MBA». Отчасти такой ситуации поспособствовало развитие технологий онлайн-обучения — интернет забит рекламой малопонятных продуктов: «дистанционный курс MBA за 2 месяца», «онлайн-курс MBA за 19 000 рублей»… не хватает только «MBA без sms и регистрации». В таком многообразии сложно сориентироваться. 24 ноября в Высшей экономической школе стартуют программы формата mini-MBA и MBA General. Руководитель бизнес-школы Юлия Голомшток рассказывает о том, как подходят к созданию программ mini-MBA в ВЭШ.

Голомшток_про_MBA

«Общий знаменатель» или зачем учить HR-а стратегии

Сначала главное: для нас как для бизнес-школы mini-MBA — это комплексная полноценная программа управленческого образования, которая длится целый год. Первая половина курса посвящена стратегии, вторая — глубокой профессиональной специализации.

Всего в ВЭШ пять специализаций программ mini-MBA: «Менеджмент-Профи», «Коммерческий директор», «HR Business Partner», «Директор по маркетингу», «Финансовый директор». Программы устроены таким образом, что все специализации начинают обучение вместе со стратегического блока. Цель, ради которой мы это затеяли, условно можно сформулировать как «расширить картинку». На этом этапе у участников происходит трансформация понимания общей логики развития бизнеса и сути понятия «управленческая команда». Когда они работают вместе над стратегией, то могут посмотреть, как видят одну и ту же задачу руководители из разных функций, и увидеть какую-то другую сторону бизнеса, что даст более целостное его понимание. При этом происходит осознание, что все работают на общую цель.

Голомшток_про_MBA
Юлия Голомшток
директор ВЭШ
Эффект может быть революционным. Например, финансовый директор может понять, что всю систему управленческого учёта в компании нужно поменять, потому что её нынешнее устройство не отвечает интересам бизнеса. А HR может изменить свой взгляд на обеспечение бизнеса человеческими ресурсами, поняв, что тип людей, которые нужны компании, зависит от её стратегии.

Это более целостное понимание бизнеса поднимает их на новый уровень: развивается системное мышление, появляется возможность посмотреть на ситуацию сверху и увидеть бизнес через взаимосвязь всех функций. А это неотъемлемые компетенции топ-менеджера.

«Обучение & Развитие» или как не угробить бизнес с помощью инструментов

Второй важный смысл, который мы вкладываем в наше понимание mini-MBA — это сочетание элементов обучения и развития. Обучение — это освоение конкретного инструмента, а развитие — некое качественное личностное преобразование: развитие лидерских качеств, рост управленческого масштаба, осознанности. Для достижения этой цели мы задействуем бизнес-симуляции, коучинг, психологические тренинги, тренинги по коммуникациям и т. д.

Конечно, мы даем человеку весь необходимый инструментарий, но, наш взгляд, не менее важно развить в нем некоторую «управленческую чуткость». Менеджер всегда имеет дело с социальной реальностью, потому что компании — это, в первую очередь, люди. И если каждый человек уникален, то компания как совокупность людей — это ещё более сложная структура, и готовые сценарии, шаблоны и коробочные решения могут в лучшем случае привести к конфликту, а в худшем — уничтожить компанию. И в этом смысле это очень большая ответственность — так организовывать образовательный процесс и так обучать руководителя, чтобы с одной стороны дать ему инструменты, а, с другой, развить в нём гибкость мышления, ответственность и понимание, что нет никакого готового правильного «рецепта» в бизнесе и в менеджменте. Всегда нужно делать «поправку на реальность».

Если такие подходы к управленческому образованию вам близки, у вас есть возможность присоединиться к программам mini-MBA и MBA в ВЭШ, которые стартуют 24 ноября.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям