

Компания
В 2019 году «Гастрономия» приобрела франшизу и открыла два ресторана. С тех пор компания открывает новые заведения каждый год. Сейчас в группу входят пять ресторанов паназиатской кухни TomYumBar, три грузинских ресторана «Хочу Пури» и корейский стритфуд CHICKO. Всего девять заведений.
Как возникла потребность в обучении
В группу «Гастрономия» входят рестораны в разных концепциях, расположенные по разным адресам. Топ-менеджеры заведений общались между собой достаточно мало, общих проектов и задач между ними почти не было. Управляющие и шеф-повара ресторанов были сосредоточены на целях своих заведений. Они не делились друг с другом удачными решениями, не обсуждали совместно проблемы, не использовали преимущества кооперации и командной работы. Генеральный директор понимал, что так головная компания упускает «точки роста» для всего бизнеса.
Итоговый запрос заказчика звучал так:
Как проходило обучение
Обучение состояло из двух частей: бизнес-симуляции Freshbiz и тренинга.
В бизнес-симуляции участники осознают свои ограничивающие установки, которые мешают достигать успеха. А на тренинге пробуют новые решения и осваивают новые модели поведения.
На первом этапе обучения была бизнес-симуляция Freshbiz
Первый день обучения участники посвятили игре в бизнес-симуляцию FreshBiz. Вела игру директор по обучению и консалтингу ВЭШ, сертифицированный мастер игры Freshbiz Юлия Рублевская. Игра проходила в два этапа, между которыми была аналитическая рефлексивная сессия.
О бизнес-симуляции Freshbiz
Бизнес-симуляция FreshBiz может быть ориентирована на разные цели, которые мастер учитывает при выстраивании рисунка игры.
На какие цели может быть направлена бизнес-симуляция FreshBiz
- Создать настоящую команду. Игроки на собственном опыте видят, насколько стратегия «кооперации» эффективнее «конкуренции». Понимают, какие внутренние ограничения или установки мешают им быть командой. Осознав их, пробуют новые модели поведения и получают совершенно другие результаты.
- Развить системное мышление. Помогает увидеть картину не фрагментарно, а целостно, чтобы выявить скрытые закономерности, влияющие на результат. Приходит понимание, куда именно стоит «нажать», чтобы улучшить ситуацию или решить проблему;
- Выстроить отношения с клиентами. Игра позволяет осознать связь между ценностями компании и качеством клиентского сервиса;
- «Выйти за рамки» собственных ментальных ограничений и найти новые, нестандартные решения. Участники тренируются рисковать, находят новые рыночные ниши для бизнеса, генерируют прорывные идеи.
Ход игры
Участников распределили по группам так, что в одной команде оказались руководители из разных ресторанов.
Во время игры участники зарабатывали игровые деньги — открывали бизнесы, играли на бирже, брали кредиты, вели переговоры и искали баланс между уступкой партнёру и собственной выгодой.
Игра проходила в два раунда.
В первом раунде игроки применяли привычные стратегии поведения. Рассуждали, принимали решения и действовали так, как делали это всегда в жизни. Чаще всего, люди в бизнесе конкурируют, пытаются заработать за счёт других и принимают решения из этой позиции.
Затем на аналитической сессии между раундами вместе с ведущей Юлией Рублевской участники проанализировали свою игру. Обратная связь от ведущей помогла им увидеть ограничивающие установки и убеждения, которые заставляют конкурировать друг с другом и мешают достигать результата.
Во втором раунде игроки пробовали новую стратегию — сотрудничества. Они смогли на собственном опыте прочувствовать и увидеть, как кооперация помогает достигать успеха, видеть новые возможности, быстро перестраиваться и адаптироваться к новым условиям. Например, если у одного участника не хватает денег для покупки какого-то бизнеса, он может объединить усилия с другими участниками за этим столом. Или пойти договариваться за соседний стол. Или попросить денег взаймы. Правила этого не запрещают. Но внутренние установки и привычные паттерны поведения очень часто выступают тем «забором» за которым не видно других возможностей и решений.
Второй раунд наглядно показал участникам игры, что мыслить и действовать из позиции кооперации гораздо эффективнее. Например, за весь первый раунд, когда участники конкурировали друг с другом, они заработали 35 миллионов игровых рублей. А во втором раунде, скооперировавшись и начав действовать как команда, только за первый ход участники заработали 18 миллионов.
На втором этапе обучения был тренинг
По результатам бизнес-симуляции участники сформулировали свои инсайты, часть из которых они отработали на двухдневном тренинге с бизнес-тренером и психологом Валерией Лариной.
Блок с тренингом включал четыре темы:
- выбор эффективных стратегий взаимодействия;
- эффект целостности и синергии для функционирования компании;
- эмоциональный интеллект как искусство лидера, чтобы формировать прогрессивные отношения;
- управление взаимодействием в сложных ситуациях и инструменты коучинга.
Что получили участники на тренинге
- Научились строить стратегии взаимодействия под задачи
Участники разбирали, почему качество взаимодействия важнее качества ресурсов. Изучали преимущества и недостатки конкуренции и кооперации, почему люди стремятся конкурировать и что мешает кооперироваться. Также учились видеть кооперативное и конкурентное поведение у себя и друг у друга в упражнениях.
- Увидели, как эффект синергии от командной работы помогает всей компании
Участники рассматривали вклад и меру ответственности каждого в реализацию общих целей компании. Разбирали, как взаимодействовать на стыке работы отделов, преодолевать изоляцию в работе сотрудников разных отделов. Учились деловой этике взаимодействия, а также изучали, как формировать культуру взаимодействия и транслировать её на рынок.
- Увидели, как эмоциональный интеллект помогает формировать прогрессивные отношения и отрабатывали техники взаимодействия в разных ситуациях
Участники учились доносить и конструктивно отстаивать свою точку зрения, с уважением принимать мнение собеседника. Учились реагировать на критику, отказывать и благодарить, сохранять самообладание. Потренировались использовать модель «U» для обсуждения сложных вопросов и выработки коллективных решений.
- Учились управлять взаимодействием в сложных ситуациях и осваивали инструменты коучинга
Участники разбирали, как работать в кризисной ситуации — извлекать уроки, сохранять отношения и совершенствовать работу. Практиковались определять доминирующие стратегии поведения, предупреждать конфликты разными способами «по вертикали» и «по горизонтали», учились переводить проблему в задачу. Тренировались работать с группой, применять командный коучинг-подход.
По словам Анастасии Киреевой, одним из важных открытий для участников стало принятие того факта, что все люди — разные. Одно дело — понимать это в теории, держать эту мысль где-то на периферии. Совсем другое — сфокусироваться, увидеть на практике, как от этого зависит общий результат. Во время тренинга было много упражнений, ориентированных на командный подход к решению задачи. Это помогло участникам прочувствовать, насколько важно быть внимательными друг к другу, не замыкаться только на своих интересах.
Какие результаты получили участники обучения
Спустя время мы встретились с заказчиком, чтобы поговорить, как обучение повлияло на работу команды.
- Благодаря бизнес-игре и тренингу участники ощутили себя одной командой. Поняли преимущества кооперации перед конкуренцией и то, насколько важен вклад каждого в общую цель. Осознали, что быть поставщиками идей и решений для коллег — это точка роста бизнеса в целом.
- Управленческие команды регулярно обмениваются опытом, чтобы улучшить работу заведений и компании в целом.
- Обучение и результаты повлияли на настроение в коллективе. Руководители стали более открытыми в решении общих задач — например, чаще откликаются на решение совместных вопросов.
Как пройти корпоративное обучение в ВЭШ
Мы разрабатываем индивидуальные образовательные решения под каждый корпоративный проект с учётом специфики компании-заказчика, системы управления и уровня подготовки участников. Можем адаптировать под цели заказчика курс из портфеля школы или разработать программу с нуля, чтобы решить конкретную задачу.
Если у вас есть такая задача и вы хотите развивать своих сотрудников, оставьте заявку на странице корпоративного обучения. Мы свяжемся с вами и поможем найти оптимальное решение.

Смотрите другие кейсы
- Как мы помогли IT-специалистам прокачать навыки общения и улучшить работу с клиентами
- Как мы помогли внедрить Scrum в промышленной корпорации
- Как сплотить управленческую команду на основе общих ценностей
- Как обучение помогло адаптироваться к изменениям в период активного роста компании
- Комплексное обучение сотрудников ЦФТО – филиала ОАО «РЖД»
- Как крупное позаказное производство наладило планирование с помощью обучения