Что значит делегировать — зачем руководителям нужен этот навык и как ему научиться

18 июня 2025

Если руководитель пытается держать все под контролем, спустя время он начинает тонуть в операционке. Вместо развития бизнеса получает вечный цейтнот, а вместо роста команды — выгорание. Чтобы такого не происходило, важно научиться делегировать. Тогда появляется время на стратегические задачи, при этом сотрудники берут на себя больше ответственности и успешно закрывают текучку. В статье рассказываем, какие частые ошибки совершают руководители, и приводим советы экспертов, как делегировать правильно.

Обложка.png

Содержание:

Иллюстрация-1.png

Что такое делегирование и почему это обязательный навык продуктивного руководителя

Представьте себе две рабочие ситуации. В одной Иван Иванович поручил сотруднику подготовить ежемесячный отчет отдела. Объяснил, что на основании документа будет рассчитана премия. Рассказал, у кого из коллег запросить статистические данные, где взять дополнительную информацию и с кем решать спорные вопросы.

В другой ситуации Петр Семенович отправил новенькую сотрудницу на встречу с клиентом. Не ввел девушку в контекст и дал четкую установку — скидки не давать и не принимать никаких решений без согласования с ним.

Первый герой примера делегирует, второй — рискует сделкой.

Суть делегирования — разумно распределить задачи в команде, где руководитель доверяет сотрудникам часть своих полномочий, но сохраняет контроль в значимых точках. В такой системе управленец не просто разгружает себя, а занимается задачами другого уровня — стратегией и развитием людей. Подчиненные растут как специалисты, а общая эффективность работы повышается.

Те руководители, которые умеют делегировать, работают без надрыва, получают внутренний ресурс для стратегического развития и прокачки управленческих навыков.

Бизнес-тренер ВЭШ, эксперт в области оперативного менеджмента и повышения эффективности продаж Яна Жилякова объясняет: вместе с задачами делегируются полномочия, ответственность и возможность принимать решения.

Жилякова.jpg
Яна Жилякова
бизнес-тренер ВЭШ
Делегирование связано с ситуациями, когда у подчиненных появляются дополнительная ответственность и новые полномочия. Если сотрудник принимал входящие звонки, а я как руководитель поручаю ему делать исходящие — это не является делегированием. Просто его функционал стал шире, потому что руководитель вправе ставить новые задачи. Или другой пример. В отдел маркетинга приходит новый сотрудник, и я предлагаю более опытному коллеге стать наставником. Я наделяю его полномочиями. Он может дать мне обратную связь, а я — понять, как новичок справляется с работой, и на этой основе принимать управленческие решения. Это уже делегирование.

Вот как одна и та же ситуация выглядит в сравнении.

Когда руководитель делегируетКогда руководитель поручает задачу
«Наша цель — увеличить продажи молочных продуктов на 15 % с 1 по 10 июня. Ты отвечаешь за этот проект. Для этого у тебя есть бюджет 20 000 рублей на промоакции. Ты можешь устанавливать скидки до 10 % без согласования со мной. Задействуй двух кассиров, чтобы они помогли расставить товар. 5 июня пришли предварительные цифры, 11 июня — итоговый отчет с анализом. Если возникнут сложности — обращайся, помогу».«С 1 по 10 июня нужно увеличить продажи молочных продуктов на 15 %. Расклей рекламные стикеры у холодильников. Каждый день делай голосовые объявления об акциях. Следи, чтобы товар был выложен по схеме мерчандайзинга. Присылай мне ежедневный отчет по продажам до 18:00».
Ключевое отличие делегирования от поручений в том, что у сотрудника расширяется круг полномочий. Он получает право делать что-то, чего он раньше не делал, — принимать решения, например.

Когда руководитель ставит задачу сотруднику, но не наделяет его полномочиями, получается инструктаж «Сделай, как я сказал». При таком подходе потенциал обеих сторон остается нераскрытым. Руководитель становится заложником операционных задач и не может выйти на стратегический уровень. А команда продолжает работать в режиме «слепого» исполнения — сотрудники не приобретают новых навыков и перестают расти профессионально.

Этой мыслью поделилась с нами Ирина Федькина, бизнес-тренер и преподаватель ВЭШ, опыт работы в крупном бизнесе на руководящей позиции 17 лет. Она рассказала, как осознала, что делегирование — необходимый навык для руководителя.

Федькина И..jpg
Ирина Федькина
бизнес-тренер и преподаватель ВЭШ
Как и многие руководители в начале карьеры я была убеждена, что управленец — это тот, кто хорошо разбирается в своей сфере и должен «присматривать» за работой сотрудников. Даже не за общим результатом команды, а за отдельными людьми. Через пару лет я уже задыхалась от объема задач, постоянно перерабатывала и думала, что нам не хватает сотрудников, чтобы успевать делать все задачи. У меня был календарь, в котором я зачеркивала дни до отпуска. Но и на отдыхе я была с ноутбуком. К трем-четырем годам своей управленческой деятельности я понимала, что еще чуть-чуть — и я переломлюсь. Это классическое состояние профессионального выгорания.

Ирина организовывала обучение по развитию управленческих навыков для топ-менеджеров компании, в которой работала HR-директором. И генеральный директор однажды предложил ей тоже в нем поучаствовать.

Федькина И..jpg
Ирина Федькина
бизнес-тренер и преподаватель ВЭШ
Тогда я не считала, что чего-то не знаю и мне нужно учиться, но на тренинг пошла. В итоге жизнь разделилась на до и после. На обучении во время практической части я осознала, что не делегирую, а раздаю небольшие поручения. Обнаружила у себя установку — все сложные задачи я должна делать сама. Я была уверена, что неприлично давать подчиненным задачи из своей зоны ответственности. Поэтому «захлебывалась» работой. Научиться делегировать мне помогли инсайты, новые знания и рабочая практика.

Задача руководителя — достигать результаты руками других людей. 80% своего рабочего времени ему необходимо планировать, ставить задачи, мотивировать, контролировать, давать обратную связь, анализировать работу подчиненных.

Если руководитель продолжает делать все задачи сам, то перестает выполнять свою основную функцию — смотреть на бизнес как на систему, видеть горизонт планирования и определять возможности компании, функции, подразделения. Без делегирования ситуация приводит к «бутылочному горлышку» управления, где все решения зависят от одного человека, появляются риски для устойчивости бизнеса, а руководителю «некогда» смотреть на бизнес со стороны и видеть внутренние и внешние процессы.

Цели и задачи делегирования

Основная цель делегирования — создать устойчивую систему без постоянного менеджерского надзора.

Бывают случаи, что сотрудники отказываются от руководящей должности, потому что их пугает объем задач и уровень ответственности. Кажется, что к своим задачам специалисту нужно прибавить организацию работы других людей. Но руководить — это другой тип деятельности. Постепенно исполнительские задачи должны замещаться, а мышление — меняться. И делегирование является одним из инструментов, которые помогают руководителю встать на путь трансформации к другому уровню мышления. Ирина Федькина приводит пример из личной практики.

Федькина И..jpg
Ирина Федькина
бизнес-тренер и преподаватель ВЭШ
В начале управленческой карьеры делегирование было моим способом выжить. Когда я начала передавать часть задач, поняла — так можно снять с себя нагрузку и раскрыть управленческий потенциал. Если бы я не научилась делегировать, я бы осталась просто хорошим специалистом.

Делегирование решает несколько ключевых задач и позволяет:

Оптимизировать процессыУвеличивать продуктивностьРазвивать сотрудниковФормировать ответственностьУкреплять доверие
Распределять задачи по компетенциям, сокращать время на их выполнение и снижать количество ошибокУскорять работу команды за счет грамотного распределения обязанностейПередавать сложные и новые задачи, помогая сотрудникам прокачивать навыки и готовиться к новым ролямЗакреплять за каждым сотрудником четкую зону ответственности и развивать навыки принятия решенийПрозрачно распределять задачи и создавать в команде атмосферу сотрудничества и вовлеченности

Что мешает руководителям делегировать

Чаще всего это психологические барьеры, организационные проблемы и ситуационные факторы. Эксперты Высшей экономической школы считают: главная причина связана не с внешними факторами, а с мышлением самих руководителей. Чтобы делегировать по-настоящему, необходимо осознать и проработать ментальные установки, а также грамотно организовать бизнес-процессы.

Рассмотрим причины, которые мешают делегировать.

Ограничивающие убеждения

Многие руководители не делегируют не потому, что некому или некогда. Проблема лежит глубже — в мышлении и установках, которые формируют стиль управления. Именно внутренние убеждения мешают передавать ответственность и доверять команде.

Иллюстрация-2.png
Пример, как могут звучать ментальные убеждения

Ошибки мышления часто маскируются под профессионализм, но в действительности это страхи и перфекционизм. Руководитель боится, что кто-то сделает хуже. Или наоборот, боится, что подчиненный выполнит задачу лучше него, и тогда возникнет вопрос: зачем нужен руководитель? Особенно остро это проявляется в компаниях, где сформирована культура с высоким уровнем силы, власти и страха, а также где преобладает директивный стиль управления.

Жилякова.jpg
Яна Жилякова
бизнес-тренер ВЭШ
90 % руководителей придерживаются поговорки «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». У них на подсознательном уровне есть потребность показать свою экспертность и почувствовать себя значимыми. Поэтому некоторые управленцы сами выполняют задачи, которые могли бы делегировать.

В результате таким управленцам некогда заниматься развитием бизнеса, и это влияет на успех компании.

Не хватает навыков и опыта делегирования

Один из частых случаев в практике руководителей: «Я делегирую, а они все равно возвращаются с вопросами». Это может быть признаком интуитивного и некорректного делегирования. Сотрудник не понимает контекста, боится ошибиться или не обладает нужными полномочиями. Возникает эффект «обратного делегирования»: задача возвращается к руководителю и он снова вынужден в нее погружаться.

В таких случаях управленцу не стоит забирать задачу назад. Нужно обсудить ее с сотрудником и спросить: «Чего тебе не хватает, чтобы действовать самостоятельно?», «Что я могу сделать, чтобы ты почувствовал уверенность?». Важно создать все условия для работы и обязательно обозначить границы, например, где находится точка контроля задачи. Это позволит руководителю находиться рядом, но не внутри задачи.

Еще одна распространенная ситуация — руководитель делегирует, а подчиненные срывают сроки, допускают ошибки и саботируют. Ирина Федькина не считает, что проблема в сотрудниках. Скорее всего, руководителю не хватает навыков и практики, чтобы делегирование работало.

Федькина И..jpg
Ирина Федькина
бизнес-тренер и преподаватель ВЭШ
Я не верю в истории, что если руководитель делегирует по алгоритму, а сотрудники все делают не так, то проблема именно в подчиненных. На мой взгляд, руководитель и команда отражают друг друга. Делегирование — это не передача задач, а осознанный процесс, в котором важно учитывать готовность сотрудника. Прежде чем делегировать, стоит понять, достаточно ли у человека компетенций, есть ли у него мотивация и соответствует ли уровень задачи его текущему уровню развития. Если не уделять внимание этим трем факторам, руководитель не получит желаемого результата.

Нет доверия к сотрудникам

Делегирование также связано со способностью доверять миру и людям. Чем больше руководитель доверяет сотруднику и делегирует ему задачи и полномочия, тем выше мотивация у подчиненного ей заниматься. Если руководитель живет в парадигме, что людям нельзя доверять и всех нужно постоянно контролировать, то он сомневается в квалификации и мотивации подчиненных, опасается, что сотрудники не справятся с задачей или сделают ее некачественно. Такое может произойти после неудачного опыта делегирования — руководитель перестает доверять команде и предпочитает делать все сам.

Жилякова.jpg
Яна Жилякова
бизнес-тренер ВЭШ
Делегирование отлично иллюстрирует бытовой пример: если родитель нанимает няню, чтобы выйти на работу, он передает ей заботу о ребенке. Он не будет звонить каждый час, чтобы узнать, все ли в порядке, потому что делегировал ответственность и дал полномочия, права на принятие решений: во что одеть ребенка и чем его занять. Точно так же и в бизнесе — доверие и четкие договоренности эффективнее, чем постоянные сомнения.

Три главные ошибки делегирования

Неправильное делегирование сводит к нулю все его преимущества. Ирина Федькина отмечает:

Федькина И..jpg
Ирина Федькина
бизнес-тренер и преподаватель ВЭШ
Если руководитель сталкивается с неудачным делегированием и хочет развивать этот навык, ему стоит задать вопрос себе: «Чего я не сделал или не сказал, если получил такой результат?» Может оказаться, что он выбрал не того сотрудника, не задал нужного контекста, не уточнил важные детали или не сказал подчиненному, что тот может обращаться к нему с вопросами.

Рассмотрим основные ошибки при делегировании.

Сотрудники получают задачи без полномочий

Можно поставить задачу, но не делегировать ее — тогда ответственность остается у руководителя и он контролирует выполнение на каждом шагу. При делегировании ответственность частично или полностью переходит к исполнителю, и он сам принимает решения в рамках своих полномочий. Если разделения этих понятий не происходит, скорее всего, результат будет незапланированным.

Яна Жилякова обращает внимание: стоит разделять процесс, когда руководитель ставит задачу и делегирует ее.

Постановка задачи — это передача что нужно сделать: цель, сроки, ожидания. Например, руководитель утвердил коммерческое предложение (КП). Он ставит задачу менеджеру: отправить КП клиенту и узнать, когда ждать решения по сделке.
Делегирование — это передача как и на каком уровне человек может это делать: полномочия, ответственность, свобода решений. Например, руководитель говорит, что менеджер может сам делать коммерческие предложения клиентам и запускать проекты, если сумма заказа не превышает 100 000 рублей.

Руководитель занимается микроменеджментом

Когда руководитель вмешивается в задачу на каждом этапе и держит процесс под жестким контролем, он не делегирует, а продолжает управлять задачей — просто делает это чужими руками. В таких условиях сотрудник быстро теряет инициативу и мотивацию, боится ошибок, действует по принципу «как скажут» и может уйти в «тихое увольнение». Подробнее об этом мы рассказали в статье «Сотрудники не хотят работать: как обнаружить и предотвратить тихое увольнение».

Сотрудники не получают обратную связь

Еще один управленческий навык, который важно развивать, — это обратная связь. Представьте, руководитель поручил сотруднику сделать отчет. Подчиненный его подготовил, но не учел сезонный показатель. Руководитель может промолчать и лично исправить документ, но эффективнее будет рассказать сотруднику, что не так, и дать обратную связь о качестве работы. Иначе работник не узнает, что он сделал хорошо, а что можно улучшить.

Еще важно говорить не только о результате, но и о способе, которым сотрудник достиг его. В итоге работа может быть выполнена прекрасно, но подчиненный потратил три дня, чтобы свести всю информацию по задаче из разных таблиц в Excel и сделал отчет в виде презентации с графиками. Хотя эту же задачу можно было сделать с помощью сводных таблиц за час.

Какие задачи можно делегировать

Как понять, какие задачи можно делегировать команде без ущерба для бизнеса? Мы составили их примерный список: от операционных процессов до творческих инициатив. Проверьте, какие из этих пунктов вы делаете сами, и попробуйте выстроить работу по-новому.

Для делегирования подходят полномочия и задачи, которые:

  • Регулярно повторяются. Например, вести отчетность, публиковать контент в соцсетях, оформлять документы.
  • Помогают сотрудникам развивать компетенции. Например, подготовить презентацию, предложить идеи для корпоративных подарков, получить отзывы от клиентов.
  • Не требуют постоянного участия руководителя. Например, проконтролировать выполнение стандартного процесса, рассказать новому сотруднику о задачах.
  • Связаны с анализом и подготовкой данных. Например, исследовать рынок и предложения конкурентов, собрать статистику, подготовить сводную таблицу.
  • Являются частью крупных проектов. Например, координировать мероприятие, найти новых подрядчиков, управлять внутренними процессами.

Правильное делегирование похоже на настройку оркестра: когда каждый музыкант знает свою партию, а дирижер сосредоточен на главном — рождается гармония. Позволяя сотрудникам выполнять новые задачи, руководитель создает пространство для развития стратегического мышления, дает команде возможность проявить инициативу, а бизнесу — выйти на новый уровень эффективности.

Что лучше не делегировать

Хороший руководитель делегирует многое. Великий — знает, какие задачи нельзя делегировать никогда. Мы сгруппировали задачи по направлениям. Вот чем управленцу необходимо заниматься самому:

  • Разрабатывать стратегии, заниматься целеполаганием, планированием, принимать важные управленческие решения — определять приоритетные направления развития, формировать бюджет, ставить ключевые бизнес-цели.
  • Заниматься финансовыми вопросами и обязательствами компании — утверждать бюджет, заключать крупные контракты, контролировать риски бизнеса.
  • Оценивать работу сотрудников — инициировать обучение, принимать решения о повышении или увольнении, давать обратную связь о работе и корректировать действия подчиненных.
  • Решать конфликты — регулировать споры между сотрудниками или подразделениями, общаться с ключевыми клиентами в кризисных ситуациях.
  • Управлять репутацией компании — участвовать в официальных публичных мероприятиях, проводить антикризисный PR, определять позиционирование компании на рынке.

Стратегия, финансы, работа с персоналом и репутация компании — те сферы, где личное участие руководителя не заменит ни один сотрудник. Руководителю важно сохранять контроль над ключевыми вопросами, но можно привлекать сотрудников к участию.

Иллюстрация_3.png
Собрали в одном месте задачи, которые можно делегировать и которые руководителю стоит выполнять самому

Как научиться правильно делегировать — советы экспертов

Мы собрали рекомендации из опыта эксперта в области развития персонала Ирины Федькиной и эксперта в области оперативного менеджмента Яны Жиляковой. Предлагаем ознакомиться с ними.

Чтобы эффективно делегировать, необходимо:

Выбирать подходящих сотрудников. Не всем можно доверить важные задачи. Например, если нужно вести переговоры с ключевыми клиентами, нужно выбрать опытного специалиста, а не новичка.

Выбирать подходящий стиль управления. Эффективное делегирование требует гибкого подхода в степени свободы, уровне полномочий и уровне решений:

  • обучающимся сотрудникам необходима обратная связь и совместное выполнение задач;
  • опытным специалистам для эффективной работы следует ставить цели и мотивировать их;
  • сотрудникам с высоким уровнем экспертности лучше всего делегировать полную ответственность в рамках стратегических границ.

При делегировании очень важно учитывать сложность задач и текущие компетенции.

Помните, что стиль управления — не ярлык, а «режим», который должен меняться даже в работе с одним сотрудником в зависимости от задачи или проекта. Руководителю стоит подбирать подход к управлению в зависимости от компетенций и мотивации сотрудников.

Формулировать четкие задачи. Понятное задание повышает вероятность успеха. Например, фраза «Сделай отчет по продажам» звучит абстрактнее, чем «Составь к общему собранию через неделю отчет по продажам за март с анализом ключевых показателей и прогнозами на следующий месяц».

Поддерживать сотрудников. Оставляйте возможность задать вопросы. Например, если передаете задачу по разработке маркетинговой стратегии, обсудите ее с сотрудником, дайте возможность уточнить детали и задать вопросы.

Давать свободу действий. Доверие мотивирует сотрудников. Например, если поручаете разработку рекламной кампании, не вмешивайтесь в каждую мелочь, а лишь сверяйте стратегическое направление.

Контролировать результат, а не процесс. Баланс между доверием и отчетностью важен. Например, если делегировали контроль за выполнением проекта, просите регулярные отчеты о статусе, но не вмешивайтесь в повседневную работу команды.

Яна Жилякова объясняет, почему лучше всего получать знания не в одиночку.

Жилякова.jpg
Яна Жилякова
бизнес-тренер ВЭШ
Определить и проработать ментальные установки возможно только с помощью бизнес-тренера или помогающего практика, потому что ограничивающие убеждения формируются в подсознании и мы не улавливаем, как они влияют на наши решения. Чаще руководителю мешает не отсутствие навыков, а то, что ему сложно самостоятельно осознать барьеры.

Готовы вывести свою управленческую эффективность на новый уровень? Приглашаем на тренинг «Постановка задач и делегирование». На нем вы освоите алгоритм делегирования, с помощью эксперта увидите свои ограничивающие убеждения, отработаете техники на практике и узнаете, как помочь развиваться сотрудникам и развиваться самому.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям