Развитие команды топ-менеджеров через обучение: интервью с директором компании «Спецремстрой»

30 июля 2025

Взяли интервью у Елены Рушенцевой, генерального директора компании по производству светопрозрачных конструкций «Спецремстрой». Узнали, почему в компании для развития команды топ-менеджеров используют обучение и какие результаты это приносит.

ChatGPT Image 28 июл. 2025 г., 13_42_07.png

— Елена, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к тому, что команду топ-менеджеров нужно развивать?

— Нашей компании в этом году 30 лет. С 1995 по 2015 год бизнесом управляли собственники. В 2015 году создали первый совет директоров, управление плавно стало передаваться новым менеджерам. Я была в числе первого совета директоров. Мы были обычными руководителями, максимум, что мы делали — управляли одним отделом или подразделением. Поэтому первые четыре года работы были очень сложные, ведь все операционное управление перешло в наши руки.

В 2020 году случился ковид, собственники ушли на карантин. Общение с ними, которое формировало стратегические ориентиры, практически закончилось. Тогда передо мной встала задача: «Надо где-то брать компетенции, чтобы учиться работать со стратегией».

Я прошла обучение на программе «Executive MBA» в РАНХиГС, чтобы понять, как управлять бизнесом в современном мире. Изучала маркетинг, финансы, управление персоналом, эмоциональный интеллект и многое другое. В конце 2021 года я поняла, насколько далеко продвинулась, однако руководители на уровне «-1» оставались в той реальности, в которой мы жили до этого. Я поняла, что дальше развиваться в одиночку нет смысла, пришло время подтягивать коллег. Однако важно было не только передавать им знания, но и одновременно с этим менять текущие бизнес-процессы. Мы не могли себе позволить потратить год только на обучение, потому что мы работаем на конкурентном рынке и нужно было действовать.

Мы начали собираться с командой примерно 30 человек на командные сессии по обсуждению стратегических вопросов раз в неделю на два часа. Проводили огромную совместную работу, говорили о контексте бизнеса, наших клиентах и о том, в каких сегментах мы работаем. За год работы в таком формате мы сильно изменились — например, запустили новые каналы продаж.

Ключевое, что мы поняли: стратегия — это такой же операционный процесс, который требует постоянного внимания и включенности.

Также мы поняли, что стратегическое мышление нужно развивать у всех менеджеров, чтобы в режиме реального времени понимать, в какой точке мы находимся, куда идем и как корректировать курс исходя из того, что среда меняется ежедневно.

— Командные сессии вы проводили исключительно своими силами?

— Да, именно. Изначально руководители не воспринимали приглашенных тренеров и внешнее обучение в силу сложившейся корпоративной культуры. Было очевидно, что даже самый продвинутый коуч, не погруженный во внутренние процессы компании, не сможет вызвать доверие, а значит и результат под вопросом. Поэтому в то время мне пришлось максимально подключиться, объяснять и доносить новый материал до команды самостоятельно.

— Как вы поняли, что пришло время подключить внешнее обучение?

— Даже в то время, когда большинство еще не доверяло внешнему обучению, у точечных сотрудников я увидела потенциал и начала направлять их учиться вовне. Безусловно, не все могли сразу воспринимать новую информацию и переносить новые знания на процессы компании, внедрять изменения. Но ведь ключевая задача не просто прослушать курс и получить новые знания, а превратить их в пользу для бизнеса.

Когда мы стали проводить работу над стратегией и регулярно встречаться, людей стало видно как на ладони. Моя лидерская позиция была такая: решение принято, точка невозврата пройдена, а дальше каждый сотрудник решает сам, участвовать в этом процессе или нет. Одни активно обсуждали вопросы и дискутировали, другие со временем естественным образом выпали из процесса. Мне стало понятно, кому все еще пока достаточно внутреннего обучения, а кому этого уже мало. Некоторым пойти на обучение рекомендовала я, но чаще сотрудники сами приходили ко мне и говорили, что им нужно добрать компетенций.

В основном обучение было по инициативе сотрудников, но процесс шел бы гораздо медленнее, если бы мы не начали «взрывать» мозги внутри компании.

Обучение очень помогало, потому что сотрудники, выходя за пределы завода, приносили в свою сферу новые компетенции, но при этом помнили о нашей стратегии и текущих целях. В частности, в ВЭШ коллеги обучались на системных программах «Mini-MBA: Директор по маркетингу», «Mini-MBA: Производственная система предприятия» и «Mini-MBA: Менеджмент Старт». Также брали узкоспециализированные курсы «Разработка и постановка новых продуктов на производство», «Подбор персонала: подходы, технологии, инструменты».

— Как вы понимаете, что по определенной теме нужно провести обучение для сотрудников?

— Обучение всегда выбираем под задачу. Если на стратегических сессиях мы видим, что компании нужно что-то сделать, но мы этого делать пока не умеем, то принимаем решение о том, что нужно направить сотрудников на обучение.

Например, мы начали активно вести соцсети и публиковаться в отраслевых СМИ, чтобы выстраивать бренд команды. Хочется, чтобы сотрудники, которые этим занимаются, были довольны своей работой и приносили бизнесу результат. Решили, что для этого им нужно получить крепкую базу, то есть пойти учиться.

Еще пример: когда начали перестраивать корпоративную культуру и выстраивать коммуникацию между сотрудниками, направили руководителей на тренинг по развитию эмоционального интеллекта.

— Какие сильные стороны у руководителей вы увидели в процессе изменений компании?

— У коллег очень сильная лояльность к бизнесу. Руководители работают в нашей компании в среднем 5–10 лет, поэтому самое главное, что я заметила, — это высокая привязанность к компании, к собственникам, к ценностям.

Часто, когда в компании пишут новую стратегию, для ее реализации приходится менять людей и собирать новую команду под новые задачи. Я верила в своих людей, по моим наблюдениям команда была готова к переменам, поэтому я не хотела собирать новую. Мне нужно было изменить мышление, а многолетний стаж работы в компании — это огромный опыт, который позволил работать со стратегией не с нуля.

— А еще есть какие-то инструменты развития топ-менеджеров, кроме обучения и внутренних сессий?

— Да, например, промышленный туризм. Мы сами много ездим в другие компании, приглашаем гостей к себе. Причем я предпочитаю ездить не к тем, кто работает в нашей отрасли. Среди производителей окон мы занимаем лидерскую позицию, поэтому нам уже многое известно про коллег. Мы посещаем смежные компании, так как у них часто находим свежие и неординарные идеи, которые в нашей отрасли обычно не используют и которые могут нас вдохновить.

Например, если мы развиваем айти-отдел, то покупаем экскурсию во «ВКонтакте». Если нам надо поучиться бережливому производству, мы покупаем экскурсию в «Технониколь».

— Какой идеальный результат вы видите? Я так понимаю, вы не планируете останавливаться в обучении

— Сейчас мы растим нового генерального директора, который в будущем заменит меня. Я хочу, чтобы люди, у которых есть потенциал и которые видят свое будущее в нашем бизнесе, имели возможность развиваться и достигать новых уровней.

Мы строим систему управления, которая позволит нашему бизнесу жить бесконечно долго.

Я считаю, что, пока руководитель не передал подчиненному то, что хорошо умеет делать, расти у него не получится. Когда запускаются процессы делегирования, требуется система непрерывного обучения. Ведь в определенный момент делегировать дальше невозможно, потому что у подчиненных нет соответствующих компетенций — они просто не умеют и не знают, как выполнять новые задачи. Это требует непрерывного обучения всей команды.

— Ваши сотрудники проходили в ВЭШ тренинг «Взаимодействие в управленческой команде» в корпоративном формате. Какую обратную связь вы получили от тренеров и в чем ее ценность для вас?

— Мы обратились в ВЭШ за реализацией корпоративного обучения «Взаимодействие в управленческой команде». Курс состоял из двух частей: сначала Юлия Рублевская провела бизнес-симуляцию FreshBiz, после чего Валерия Ларина провела тренинг по выстраиванию эффективного взаимодействия в топ-команде.

С тренером Юлией Рублевской у нас был интересный разговор. Ей даже не приходилось называть имена — по описанию паттернов поведения я сразу понимала, о ком из сотрудников идет речь.

Всего за восемь часов сотрудники получили опыт взаимодействия друг с другом и увидели привычные паттерны и ошибки поведения. В реальной жизни на это ушел бы целый год.

Считаю, что такой опыт особенно полезно получить недавно сформированным командам, руководитель которых еще недостаточно знаком с сотрудниками, а сотрудники между собой.

Кроме этого, я получила очень правдивую и честную обратную связь о двух сотрудниках. Я как эмпатичный и любящий людей человек до последнего верила, что они изменятся. Благодаря тренингу я окончательно осознала, что нам с этими сотрудниками не по пути, поэтому приняла четкое решение о расставании с ними. Возможно, если бы не тренинг, я бы затянула с этим решением еще на год.

Второй разговор был с Валерией Лариной — я попросила дать мне обратную связь как руководителю. Раньше я работала на производстве с мужчинами, где мне приходилось быть жесткой и требовательной. Мне казалось, что я и сейчас проявляю себя таким образом. Валерия, наоборот, сказала, что я слишком мягкая и чересчур люблю своих сотрудников. Она подсветила мои зоны роста и посоветовала четче ставить задачи и спрашивать результат, больше контролировать сотрудников и давать им обратную связь. Конечно, к жесткому стилю руководства я уже не вернусь, но текущее поведение скорректирую в нужном направлении.

Если вы ищете бизнес-школу, которой можно доверить обучение сотрудников — обращайтесь в ВЭШ. Мы разрабатываем обучающие программы под запрос компании с учетом ее специфики. Чтобы узнать больше о корпоративном обучении, переходите по ссылке.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям