Обучение через игру: как бизнес-игры помогают HR развивать компетенции сотрудников
2 декабря 2024
Бизнес-игры могут решать многие HR-задачи: оценку навыков и компетенций персонала, рост вовлеченности, формирование командного духа, повышение уровня команды в безопасной среде. В статье эксперты ВЭШ Наталья Дитлова и Александра Бывальцева рассказали, как правильно подобрать игру и в каких случаях этот инструмент обучения и развития не подойдет.

Содержание

Игра — быстрый и безопасный способ получить новый навык. Это подтверждает работа американского исследователя Джеймса Пола Ги, который определил 14 принципов игрового обучения. Он сформулировал их, когда изучал феномен обучения через видеоигры. В результате исследования ученый понял, что эти принципы ложатся не только на видеоигры, но и подходят для любого игрового обучения. Вот некоторые из них:
Принцип активного обучения
В играх человек активно участвует в происходящем и принимает решения. Это улучшает вовлеченность и мотивацию.
Принцип практики
В игре у участника есть возможность пробовать проходить ее снова, не боясь провала. Игровая форма позволяет спокойно воспринимать ошибки и учиться на них.
Принцип прогрессивного усложнения
Игры предлагают решать задачи разного уровня сложности, а игроки могут двигаться от простого к сложному. Таким образом участники поэтапно усваивают материал.
Мгновенная обратная связь
В игре участники сразу получают обратную связь в виде результата своих действий: что получилось или не получилось, сколько игровых баллов они получили и т. д. Такой подход помогает увидеть свои ошибки и улучшить те или иные навыки.

Бизнес-игры обеспечивают яркие впечатления, через которые формируются новые навыки. Поэтому такой формат популярен и служит для HR дополнительным инструментом в системе обучения и развития персонала.
Типы игр
Среди игровых форматов существует три основных: трансформационные игры (Т-игры), бизнес-симуляции и бизнес-игры. Первый формат используют, когда у человека есть запрос на личностный рост, с помощью остальных — развивают профессиональные компетенции.
Трансформационные игры (Т-игры) используют как инструмент коучинга, личностного развития, групповой психотерапии, индивидуальных консультаций. Особенность этого формата в том, что игры всегда проводятся с учетом конкретного запроса участника, который может быть связан с любой сферой жизни. Т-игра помогает взглянуть на ситуацию под другим углом, найти ответы, осознать препятствия на пути к цели. В основе находится метафора — в игре участники знакомятся с разными образами, а ведущий помогает применить конкретный к ситуации человека.
Бизнес-симуляция создает ситуацию, максимально приближенную к реальным условиям бизнеса. Суть симуляции в том, что в игре есть проблема, которую участникам необходимо решить, применив знания и навыки. Например, вы планируете открыть филиал в другом городе, и вам нужно смоделировать, что может произойти в данной рыночной среде с конкретным продуктом. Цель игры — применить в игровых условиях полученные ранее навыки и таким образом приобрести важный опыт.
Формат бизнес-игр похож на симуляцию — они тоже моделируют ситуации бизнеса, но в них допускаются аллегории, встречаются выдуманные персонажи или места действий. Например, сотрудникам необходимо через игру донести такую мысль: важно разрабатывать меры безопасности на промышленном производстве до того, как случится катастрофа. Для такого запроса создается бизнес-игра, в которой герои добывают в шахтах золото — гномики, например. Когда участники пренебрегают безопасностью своих игровых персонажей и не покупают защитные каски в отведенный для этого ход, то гномики болеют и погибают. Через такой опыт игроки усваивают, что для предотвращения травм и несчастных случаев на производстве в реальности нужно следить за безопасностью сотрудников. Так людям проще проявить новое поведение и отработать навык.
Как бизнес-игры помогают в обучении персонала
Бизнес-игры как форма обучения дают возможность быстро включить и вовлечь человека в процесс. Игровые условия помогают выйти из зоны комфорта и мыслить нестандартно. Эксперты по обучению и развитию персонала Наталья Дитлова и Александра Бывальцева выделяют три основные задачи, которые можно выполнить с помощью бизнес-игр:
- Актуализировать проблему
В ходе игры сотрудники могут столкнуться с тем, что им не хватает каких-то компетенций для решения игровой задачи. Особенно хорошо игропрактика работает в ситуациях, когда сотрудники не видят проблемы и не считают необходимым учиться. Сразу формировать навык в такой ситуации бесполезно. Вы столкнетесь с сопротивлением. Лучшее решение — провести подготовительную бизнес-игру, которая будет нацелена на развиваемые навыки. Человек увидит, что со своими текущими компетенциями ему не удается достичь результата. Тогда у него возникают вопросы: «Что я делаю не так?», «Как можно сделать по-другому?». Игра подсвечивает ментальные установки, вызывает состояние фрустрации и приводит к осознанию проблемы или дефицита какого-либо навыка. - Вызвать инсайт
Практически во всех играх предусмотрен этап рефлексии: каждому участнику даются время и пространство для того, чтобы он мог осознать, например, свои неконструктивные модели поведения, ограничивающие установки и недостающие компетенции. Ведущий сопровождает этот процесс рефлексии и мягко помогает сформулировать инсайты. После того как происходит осознание, у человека появляется пространство, чтобы выработать новые способы решения задачи. Он готов воспринимать новое. Такая практика помогает скорректировать поведение сотрудников через их понимание. - Получить новый опыт
Сотруднику проще отработать навык в безопасной ситуации: если он ошибется, то не потеряет работу, клиент не устроит скандал, а отношения с руководителем не испортятся. Мозг воспринимает игру как пространство для экспериментов и возможность попробовать новые сценарии поведения.
Для каких запросов бизнеса подходят бизнес-игры
Бизнес-игры могут использоваться для развития разных компетенций и навыков. Еще один существенный плюс — они улучшают индивидуальные и командные результаты.

Улучшить внутренние коммуникации и навык командной работы. Одна из распространенных ситуаций — проблемы взаимодействия подразделений. В игре участники видят, как их конфликты и недоговоренности влияют на сюжет, как это коррелирует с их работой, и стараются находить компромиссы. Сотрудники учатся лучше понимать коллег и вырабатывать совместные решения.
Применить новые знания и навыки. Бизнес-игру возможно интегрировать в систему обучения и развития персонала. Один из вариантов — использовать ее в качестве контрольной точки после курса, тренинга, семинара, чтобы помочь сотрудникам закрепить теорию на практике и увидеть зоны роста.
Потренировать стратегическое, аналитическое и креативное мышление. Игры помогают находить новые идеи, решать проблемы нестандартным способом, анализировать сложные ситуации и смотреть на них стратегически.
Развить управленческие навыки и лидерские качества. Участники получают опыт в управлении командой, тренируют навык принятия решений и влияют на ход игры. Также между участниками распределяются роли, которые требуют принимать ответственность за свои действия и вести команду к целям. Такие игры дают возможность раскрыть потенциал сотрудников, помогают им развивать лидерские навыки и способность мотивировать команду.
Наталья Дитлова рассказала о трех бизнес-играх, которые она разрабатывала с коллегами под разные задачи:
«Фукусима»
Бизнес-игра «Фукусима» тренирует умение принимать коллегиальные решения в условиях кризиса, когда время ограничено и нужно быстро действовать.
Цель игры | Нарратив | Моделируемая ситуация |
---|---|---|
Помочь сотрудникам отработать навыки принятия решения в команде | Игрокам нужно устранить последствия цунами на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году | Необходимо проанализировать данные, выработать альтернативные решения и выбрать то, которое в итоге игроки принимают вместе |
Игра основана на событиях реальной катастрофы, которая произошла в 2011 году на японской АЭС. Она подходит для топ-менеджеров и помогает отработать навык принятия решений в критических ситуациях.
По сюжету игры участники за короткое время должны совместно найти способы, как предотвратить ядерный взрыв. Каждый раз игроки получают новую информацию — ее необходимо проанализировать и быстро принять решение.
По задумке атомную станцию можно спасти, если действовать быстро и верно. Для некоторых людей игра может оказаться эмоционально тяжелой и фрустрирующей. Разработчики игры не советуют проводить ее для людей, которые связаны с ядерной энергетикой, потому что они воспринимают игру как действительность.
«Аэропорт»
Бизнес-игра «Аэропорт» помогает участникам принимать изменения, а также тренировать навык распределения задач, следить за деталям, налаживать коммуникацию и обмениваться информацией.
Цель игры | Нарратив | Моделируемая ситуация |
---|---|---|
Сформировать понимание у сотрудников, что эффективная работа невозможна без общей системы | Работа диспетчеров в аэропорту | Команда работает с разрозненной информацией, не имея общей системы для записей |
Цель этой игры — помочь сотрудникам принять изменения в работе или процессах. Она разрабатывалась под запрос компании, в которой менеджеры сопротивлялись внедрению CRM-системы, потому что привыкли использовать «блокнот». С помощью этой бизнес-игры у людей формируется понимание, что без общей прозрачной системы управления невозможно объективно оценить результат работы.
По сюжету участники в качестве диспетчеров управляют самолетами аэропорта. Но сначала они делают это без оцифрованной информации, по памяти, — при таком подходе к работе у них происходят авиакатастрофы. Затем каждому игроку дают возможность записывать детали. На этом этапе, как правило, участники путают информацию, и самолеты под их координацией тоже падают. И только когда им дают возможность составить расписание взлетов и посадок в общем пространстве, участникам становится проще управлять самолетами. Но и здесь игрокам нужно решить, как использовать расписание таким образом, чтобы не возникло хаоса.
«Хоккейный менеджер»
С помощью бизнес-игры «Хоккейный менеджер» участники развивают навыки стратегического планирования, принятия управленческих решений, командного взаимодействия и распределения ролей.
Цель игры | Нарратив | Моделируемая ситуация |
---|---|---|
Оценить, как проявляются лидерские качества сотрудников | Спортивная команда, которая «проживает» несколько игровых сезонов | Азартное соревнование с двумя оптимальными стратегиями: «игра в деньги» или «игра в хоккей» |
Игру нужно было разработать, чтобы с ее помощью оценить компетенции сотрудников: как они используют управленческие навыки, как реагируют на неудачу и какую стратегию действий используют, чтобы достичь цели.
По сюжету участники выполняют роль менеджеров хоккейных команд, которые участвуют в чемпионате. Задач для игроков несколько: менеджерам необходимо подготовить команду хоккеистов, чтобы выиграть на чемпионате, и продать сувенирную продукцию, чтобы заработать на этом мероприятии.
Особенность этой игры в том, что она вызывает большой азарт у игроков, поэтому для глубокой оценки компетенций по модели не рекомендуется ее использовать. Зато она хорошо показывает, как проявляются лидерские качества участников и их организационные способности.
Александра Бывальцева также рассказала про особенности бизнес-игр, которые разрабатывала:
«Агора»
Бизнес-игра «Агора» позволяет участникам понять, какой уровень ответственности за результат они готовы брать: отвечать только лишь за себя, за малую группу или же за всю команду.
Цель игры | Нарратив | Моделируемая ситуация |
---|---|---|
Потренировать или оценить навыки переговоров, командной работы, ориентации на результат и способность принимать ответственность за собственный и командный результат | Предстоит руководить древнегреческим городом | Каждый участник — представитель нескольких групп. У них разнонаправленные интересы, которые нужно учитывать всем. С помощью групповых дискуссий, индивидуальных встреч и голосований участники игры принимают решения, которые влияют на судьбу города |
Бизнес-игра «Агора» переносит участников в древнегреческий город Агати. Здесь, на месте народного собрания, под ярким южным солнцем, представители разных гильдий и районов должны договориться, по каким правилам будет жить полис, и в зависимости от поворота сюжета выбрать царя Агати.
По сюжету у участников возникают противоречия в интересах районов и гильдий полиса. Они сталкиваются с проблемами, которые необходимо решить для выживания полиса, — это обеспечивает захватывающую динамику игры.
С помощью такой игры участники тренируются определять стратегии и тактики влияния, вести переговоры, управлять групповой дискуссией, выступать публично, планировать достижение целей.
Игроки на собственном опыте ощущают, почему ценно выстраивать сеть контактов, осознают уровень своей амбициозности, видят разницу в зонах и масштабе управленческой ответственности, которые они готовы на себя брать.
«Время действий»
С помощью бизнес-игры «Время действий» участники получают обратную связь о своих навыках управления, видят сильные и слабые стороны в навыках мотивации и развития команды.
Цель игры | Нарратив | Моделируемая ситуация |
---|---|---|
Отработать навык управления командами | Происходит соревнование руководителей отделов продаж, которым нужно выполнить финансовую цель и выиграть в профессиональном конкурсе «Лучший руководитель» | Каждый участник — руководитель, который планирует свое время, принимает решения о том, как влиять на сотрудников, и демонстрирует управленческие навыки на практике |
Бизнес-игра «Время действий» предлагает участникам побыть в роли руководителей отделов продаж и принять участие в соревновании, чтобы занять первое место.
Игра построена таким образом, что игрокам необходимо решить, во что им стоит инвестировать свое время. Они узнают команду своего отдела, планируют и ставят задачи, контролируют их выполнение, мотивируют, дают обратную связь, проводят наставнические сессии. Сами получают обратную связь от своих сотрудников и коллег. В результате участники видят, как их действия влияют на финансовый результат, мотивацию и компетентность команды. Благодаря полученному опыту они корректируют тактику под внешние обстоятельства.
Во время игры участникам необходимо применить навык планирования времени и определения приоритетов, наставничества, предоставления обратной связи, мотивации сотрудников, умения понимать людей.
Игроки на собственном опыте чувствуют ценность времени, которое использовали для развития своих подчиненных. Участники видят, как их действия влияют на финансовый результат, мотивацию и компетентность команды.
Хотите больше узнать о том, как разрабатывать бизнес-игры? Скачайте бесплатный гайд «Основные этапы разработки бизнес-игры. Советы разработчика и игропрактика».
В каком случае бизнес-игры не подойдут
Бизнес-игры — не волшебный инструмент для обучения и развития персонала, который подходит всем. Существуют ситуации, когда этот формат не будет эффективным.
Когда нужно решить несколько задач или развить несколько компетенций | Бизнес-игры решают только один вопрос за одно мероприятие. Если вы хотите одновременно развить навык эмпатии, хорошо провести время и сплотить команду, всех целей не достигнете. Сделайте запрос максимально узким. Чтобы точно подобрать игру, сформулируйте одну задачу, опишите ситуацию или проблему. С помощью бизнес-игр невозможно развивать сразу несколько компетенций. Игры бывают связаны с несколькими компетенциями, но для лучшего результата тренер делает акцент на какой-то одной |
Когда участников мало | У каждой игры есть механика, которая создает интерес. А групповая динамика делает игру азартной и эмоционально наполненной за счет того, что участники могут взаимодействовать с другими игроками и соревноваться. Поэтому важно учесть, чтобы было то количество участников, которое предусмотрено игрой. В группе до 10 человек не получится создать необходимую динамику и поддержать интерес игроков |
Когда планируете развить навык с нуля | Выработать навык, которого до игры у человека не было, тоже не выйдет — для этого требуется не один день и возможность использовать его на практике в дальнейшем |
Перед тем как организовать бизнес-игру, убедитесь, что цель игры связана с одним запросом.
Что учесть HR, чтобы избежать ошибок при выборе бизнес-игр
Существует ряд подводных камней, которые могут вызвать разочарование в бизнес-играх как в формате обучения. Рассказываем, как их обойти.
- Цель обучения и цель игры должны совпадать
Бизнес-игры встраиваются в систему обучения и развития. Их используют в поддержку тренинга или мастер-класса, чтобы участники могли закрепить знания и на практике применить ключевые навыки. Когда игра отражает образовательные смыслы, она становится инструментом для обучения и развития. Сотрудники видят непосредственную пользу в результате участия. В случаях, когда игры проводят бессистемно, участники начинают ожидать новых игр в качестве развлечения, и в результате вы можете разочароваться в этом формате обучения. А если цель игры не совпадает с целью обучения, у людей происходит расфокус.
- Модератор должен уметь проводить игру
Учтите это, если вы планируете проводить бизнес-игру самостоятельно. Прежде чем инициировать игру, модератор должен сам сыграть в нее несколько раз, чтобы понять механику и особенности. Но также нужно владеть общими принципами игропрактики и рядом навыков: фасилитацией, проведением дискуссий и групповых обсуждений, умением погрузить участников в атмосферу игры, навыком управления групповой динамикой. Освоить их возможно с помощью специального обучения.
Низкая квалификация организатора бизнес-игр может приводить к случаям, когда ведущий делает правила гибкими — одним участникам разрешает совершать конкретные действия, а другим запрещает. Или во время высокой динамики игры, когда появляется вопрос, ведущий не успевает на него ответить, и участник быстро делает по-своему. В итоге для участника игра становится слишком легкой и неинтересной.
По законам жанра участникам нужно сначала погрузиться в ситуацию неудачи и осознать, что у них не получается достичь цели, а в конце бизнес-игры они должны победить. Победа может быть не максимальной, но полным провалом игра тоже не должна заканчиваться, чтобы не оставить у человека чувства разочарования.

- Бизнес-игра должна быть хорошо подготовлена
Некачественно подготовленная игра приводит к форс-мажорам и вызывает нежелательные эффекты. Например, бывают случаи, когда в игре нужно использовать карточки и фишки, а их не хватает для всех участников. Это затруднит игровой процесс и снизит вовлеченность.
Если распределение ролей плохо продумано, это может вызвать разногласия и привести к конфликтам между участниками. Например, один игрок получает чрезмерную власть — такой поворот сюжета может привести к напряжению в группе.
Задача разработчика — подготовить игру, сделать так, чтобы участники не смогли ее «взломать» или чтобы ведущий вовремя обнаруживал и пресекал действия «обманщиков». Иначе игрок слишком быстро выигрывает, не получает необходимого опыта и обесценивает такой формат обучения.
Важно тщательно продумывать сценарий, механику игры, предусматривать возможные риски и тестировать ее перед запуском на разных группах. Это поможет обнаружить и предотвратить эти и другие недоработки.
Для того чтобы проанализировать игру и провести ее, модератору необходимо обладать навыками фасилитации, рефлексии и уметь давать обратную связь. Через разбор проведенной игры участники осмысляют полученный опыт и могут в дальнейшем учиться на своих ошибках.
Ведущий использует такие вопросы, как: «Зачем проводилась бизнес-игра?», «Что она дала?», «Какие инсайты получили участники?», «Какие были ошибки и что удалось сделать верно?». Групповое обсуждение помогает развивать навык рефлексии у сотрудников. Участник делится инсайтом с группой, и остальным этот инсайт становится понятен, люди начинают находить у себя его проявление и включаются в обсуждение.
Если не анализировать бизнес-игру, сотрудники станут воспринимать этот формат обучения как процесс, а не как результат, и будут оценивать игру только по эмоциональной составляющей. В результате люди начнут терять интерес к этому формату.
Мы проведем бизнес-игру исходя из ваших задач. Оставьте заявку, наш менеджер проконсультирует вас.
Как выбрать готовую бизнес-игру, чтобы не разочароваться
Прежде чем заказывать проведение игры, необходимо обсудить задачу с игропрактиком или провайдером. Есть три основных критерия, которые помогут узнать подробности бизнес-игры.
- Какая оптимальная стратегия игрока
В каждой игре есть стратегия, которой должен придерживаться игрок. Уточните у провайдера, какие действия должен совершить участник, чтобы выиграть? Ответ на этот вопрос поможет оценить, насколько игра соответствует цели обучения.
Планируете провести обучение для сотрудников о том, как слышать собеседника, устанавливать контакт и доносить информацию? Для этой цели подойдет игра, в которой люди будут учиться внимательно слушать и предлагать варианты решений с учетом того, что им транслируют. Например, упомянутая игра «Бункер» тоже считается коммуникационной. Но ее оптимальная стратегия в том, что игроку нужно как можно интереснее представить свою идею или свой продукт. Это совсем другая сторона коммуникации.
- Каковы продолжительность и механика игры
Успех бизнес-игры зависит от того, насколько она интересна и динамична. Узнайте, предусматривает ли игра повторяющиеся элементы и связки. Допустим, провайдер или разработчик рассказывает вам, что на протяжении всего процесса участник кидает кубик и покупает недвижимость. Это повторяющаяся связка. Кроме нее в игре нет других действий. Однообразие такой игры быстро наскучит участникам.
Узнайте у провайдера, сколько времени займет игра, и соотнесите его со временем, которое готова выделить компания. Как правило, бизнес-игры длятся от двух до шести часов. При планировании мероприятия предупредите сотрудников, чтобы у них сложилось четкое представление о времени.
- Какой нарратив лежит в основе бизнес-игры
Перед покупкой узнайте, на чем строится история, насколько она соответствует культуре компании или ее отрасли. Важно учитывать, чтобы мир игры помогал отрабатывать тот навык, который необходим сотрудникам в работе. Для ветеринаров окажется бесполезной игра на развитие стратегического мышления, а для архитекторов — обучение владению кассовым аппаратом. Когда участники видят, что опыт из игровой ситуации они могут применить на работе, то воспринимают бизнес-игру как инструмент для обучения и роста, а не как развлечение или трату времени.
Бизнес-игра входит в систему обучения персонала, помогает развивать мягкие навыки, проводить анализ компетенций сотрудников. Лучшая бизнес-игра — та, что разработана персонально под компанию, ее цели и задачи. А научиться разрабатывать такие игры можно на нашем курсе «Геймификация: как самостоятельно разрабатывать бизнес-игры».