Межфункциональное взаимодействие в компаниях: почему оно нарушается и что с этим делать
7 февраля 2025
Помните знаменитое крыловское «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет»? Заменив «товарищей» на «коллег из смежных отделов», получим классический пример нарушения межфункционального взаимодействия. Производственники не торопятся выполнять согласованные продажниками сроки, продажники не учитывают производственный тайминг. В итоге время и заказчики уходят, и один только воз, как известно, «и ныне там». Эксперты Высшей экономической школы рассказывают, почему в межфункциональном взаимодействии происходят сбои, и делятся инструментами по его восстановлению.

Содержание:
- Что такое межфункциональное взаимодействие
- Какие проблемы возникают в межфункциональном взаимодействии и как они проявляются
- В чем ущерб: какие потери несет бизнес от межфункциональных конфликтов
- Как исправлять нарушения в межфункциональном взаимодействии
- Как выстроить эффективное межфункциональное взаимодействие
Что такое межфункциональное взаимодействие
Межфункциональное взаимодействие — это совместная работа сотрудников разных отделов одной компании для решения общей задачи. Можно сказать, что каждый обычный рабочий день любой бизнес-структуры состоит из десятков и сотен межфункциональных взаимодействий разного масштаба. Чтобы заключить договор с новым поставщиком, специалист по закупкам обращается за помощью к юристу; для разработки новых продающих креативов маркетологи вместе с продажниками анализируют целевую аудиторию продукта; проектируя новый автомобиль, дизайнеры взаимодействуют с инженерами. В межфункциональном взаимодействии специфические компетенции участников команды помогают быстрее и легче справиться с проблемами, придумать действенные решения. Здоровое и согласованное межфункциональное взаимодействие становится межфункциональным сотрудничеством, примером синергии, когда дважды два равно не четырем, а восьми или шестнадцати.
Какие проблемы возникают в межфункциональном взаимодействии и как они проявляются
Классический пример проблемы в межфункциональном взаимодействии — конфликты между продажами и производством. Для полноты картины добавим еще несколько частых случаев.
Проблемы межфункционального взаимодействия чаще всего проявляются по одному из следующих сценариев:
- коммуникативные барьеры,
- сопротивления переменам и инновациям,
- токсичная атмосфера в коллективе.
В чем ущерб: какие потери несет бизнес от межфункциональных конфликтов
Двадцать лет назад Американская ассоциация менеджмента исследовала полмиллиона компаний и установила: функциональная разобщенность и порожденные ею конфликты между смежными структурными подразделениями в 97% случаев оказывают негативное влияние на результаты деятельности предприятий. Нарушение взаимодействия между подразделениями или его отсутствие — частая причина, по которой в компании что-то не работает: клиенты и сотрудники уходят, а сделки «слетают».
В чем причины нарушений межфункционального взаимодействия
Функциональный подход к управлению
В маленькой компании все процессы на виду: зачастую сотрудники буквально сидят в одной комнате, понимают, кому что нужно сделать, и бизнес функционирует нормально. Масштаб деятельности организации растет, ее структура становится витиеватой и многоуровневой. Эти процессы являются катализаторами межфункциональных конфликтов.
Теорию жизненных циклов предложил Ицхак Адизес. Согласно ей, любая компания проходит в своем развитии девять стадий. Каждой стадии соответствуют свои особенности, задачи и «болезни».

Адизес считал стадию «юности» одной из самых сложных и болезненных во всем жизненном цикле предприятия. На этом этапе организация переходит от предпринимательского управления к профессиональному менеджменту, руководство начинает систематизировать процессы и разрабатывать общие корпоративные стандарты: критерии выбора поставщиков, регламенты взаимодействия с клиентами, нормы, которыми сотрудники руководствуются при обозначении сроков выполнения работ перед контрагентами и т. д.
Важно, что наличие таких документов и схем не гарантирует автоматическое устранение неполадок в коммуникации и сотрудничестве между структурными подразделениями.
Недоверие
Американский бизнес-тренер, консультант и автор бестселлера «Пять пороков команды» Патрик Ленсиони считает недоверие одним из первых маркеров, свидетельствующих о нарушении межфункционального взаимодействия. Недоверие, по опыту бизнес-тренера ВЭШ Валерии Лариной, проявляется в беспокойном взаимодействии участников команды друг с другом.
Замкнутость подразделений на самих себе и своих целях
Руководители подразделений замыкаются исключительно на своих интересах, на показателях и функциях. Если у их подразделений что-то не получается, они, как правило, видят причины неудач в неэффективности других отделов. Так появляются взаимные претензии, нападки, передача ответственности другим.
Неизбежность конфликтов
Конфликты — нормальная практика рабочих процессов любого коллектива. Эскалацию конфликтов вызывает рост компании.
Разные приоритеты у функциональных подразделений делают рабочие столкновения неизбежными. Например, для логистов важно оптимизировать цепочку поставок, снизить расходы и эффективно распределить товары. А отделу продаж важно удовлетворить спрос клиентов и обеспечить максимальный объем продаж. Это может потребовать скоростных поставок и нестандартных логистических решений. Эта разница в подходах может создать напряженность в вопросах приоритетности заказов, сроков доставки и учета спроса.
Другой пример: креативная команда хочет разработать оригинальный продукт, которого на рынке «еще не было». А маркетологи поддерживают более понятные и, следовательно, лучше продаваемые продукты.
Конфликты в процессе трудовой деятельности неизбежны. Более того, конструктивные конфликты полезны. Если они содержательные и относятся к сути рабочих вопросов, они помогают выявить важные производственные проблемы. Решая такие конфликты, участники развиваются профессионально.
Конфликты становятся деструктивными, когда обсуждение переходит с содержания на личности.

Когда в нас начинает подниматься «человеческое», мы забываем о единой, общей цели компании.
В момент, когда сотрудник из «руководителя», призванного отвечать за результат своего подразделения и вклад в достижение общей цели, превращается в «человека», проявляется его управленческая незрелость. Например, начальник отдела продаж может рьяно доказывать всем, что его подразделение — единственный «добытчик» денег для компании. Глава PR-департамента будет говорить, что сохранить лицо предприятия и избежать репутационного ущерба удалось исключительно благодаря его сотрудникам. А директор по производству подчеркнет, что если бы не работа его цеха, то компании вообще было бы нечего продавать и продвигать. Каждый будет тянуть одеяло на себя и доказывать исключительную ценность своего отдела.
Как исправлять нарушения в межфункциональном взаимодействии
1. Развивать в коллективе культуру здоровых рабочих взаимоотношений
Елена Шубникова выделяет своеобразную триаду межфункционального взаимодействия: цель, регламент и человеческие взаимоотношения в команде. Для «отладки» нарушений в межфункциональном взаимодействии стартовать нужно с последнего элемента.

Эффективность внутренних взаимодействий между подразделениями значительно повышается, когда участники процесса начинают мыслить и действовать в подходе «клиент — поставщик», рассказывает Елена Шубникова.
«Чтение мыслей» — распространенная когнитивная ошибка. Периодически многим из нас кажется, что мы точно знаем, что собеседник на самом деле думает о нас или нашей работе. Не «додумывать» за других, не вкладывать свои мысли в головы собеседников помогают уточняющие вопросы:
«Правильно ли я поняла: ты говоришь о…»
«Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, когда говорите о…»
2. Управлять межфункциональным взаимодействием на топ-уровне
Эксперты подчеркивают: эффективное межфункциональное взаимодействие не выстроится внутри компании само по себе. Им нужно управлять, а межфункциональные связи — поддерживать. И большую роль в этом процессе играет первое лицо предприятия.
Главной ролью современного руководителя Ицхак Адизес называет роль интегратора — управленец находится в центре всех коммуникаций компании, «собирая» обратную связь от вышестоящей администрации и тех, кто находится на более низких ступенях корпоративной лестницы. Если руководитель понимает, что его сильной стороной является административная, а интеграционная не дотягивает, это значит, что управленческой команде нужен сотрудник, обладающий развитыми интеграционными навыками, например HR-бизнес-партнер.

Как выстроить эффективное межфункциональное взаимодействие
1. Добавить к административным совещаниям исследовательские и рефлексивные
Административные совещания помогают лишь поддерживать оперативное управление: люди приходят, отчитываются о проделанной работе, получают новые задачи и уходят их решать. В отличие от них, исследовательские совещания направлены на поиск нестандартных, неочевидных решений и выработку идей. Чаще всего они проходят в режиме мозгового штурма. Рефлексивные совещания хороши тем, что дают возможность проанализировать работу за прошедший период — что помогло достичь результата, а что, наоборот, мешало. Найти ключевые причины возникших сбоев и совместно выработать пути решения наболевших вопросов.
2. Создавать кросс-функциональные рабочие группы
В такую группу должны входить специалисты различных профилей, работающие вместе над проектом. Например, команда, занимающаяся цифровым продуктом, будет состоять из программистов, тестировщиков, UX-специалистов, дизайнеров и маркетологов. Каждый из них привнесет свой взгляд и свою ценность, а члены команды будут лучше понимать мотивацию друг друга.
3. Разбирать и анализировать конфликты
Нужно детально разбираться в конфликтных ситуациях. Главное — выяснить, какие потребности не были реализованы у каждого подразделения, в чем состоят их боли, опасения и ожидания от других подразделений. Визуализировать проблемные точки помогут такие инструменты, как Диаграмма Исикавы или Картография конфликтов.
4. Сверяться с ценностной повесткой компании
Помимо получения финансовой прибыли, у каждой компании есть ценностная цель или миссия, ради которой она существует. Важно, чтобы члены команды не забывали о том, что все они вместе работают на эту цель. Это поможет сблизить коллектив и сгладить острые углы.
5. Развивать и обучать команду
Корпоративное обучение также помогает улучшать качество межфункционального взаимодействия. Это может быть тренинг или бизнес-игра, которые помогут участникам обнаружить существующие межфункциональные конфликты, понять, какие ограничивающие убеждения и установки мешают им договариваться друг с другом и какие истинные потребности стоят за тем или иным поведением. В ходе обучения участники могут попробовать новые модели взаимодействия и получить опыт, а также развить свои коммуникативные навыки.
В нашем портфеле корпоративных проектов есть несколько кейсов, когда мы помогали компаниям улучшать межфункциональное взаимодействие. Например, читайте кейс о том, как мы сотрудничали с группой «Гастрономия» и помогли топ-менеджерам разных ресторанов стать одной командой. Сначала мы провели бизнес-симуляцию, в ходе которой участники осознали существующие проблемы, а затем на тренинге отработали другие модели поведения и помогли сформировать новые навыки. А в другом кейсе компании «Россвик» мы помогли сплотить топ-команду на основе ценностей, которые разработали в ходе коучинговой работы с собственником компании.
Если у вас есть запрос на улучшение кросс-функционального взаимодействия в вашей компании, оставьте заявку. Мы свяжемся с вами и обсудим вашу задачу.