От холодных звонков клиентам до управления компанией: как вырасти из продажника в коммерческого директора

13 августа 2025

Путь от простого продажника до топ-менеджера — это не волшебное превращение, а последовательное развитие навыков и расширение зоны ответственности. В статье рассмотрим, какие компетенции нужны на каждом этапе карьерного роста. Разобраться помогли эксперты ВЭШ Василий Кондратенко и Юлия Рублевская.

Обложка.png

Содержание:

Первая ступень: менеджер по продажам — учимся продавать

Менеджер по продажам — это исполнитель, боец на передовой, который непосредственно общается с клиентами, закрывает сделки и приносит компании прибыль. В отличие от руководителей, он не управляет процессами или людьми, его главная задача — выполнять план. Это стартовая позиция, где закладывается фундамент для будущего роста: понимание продукта, клиентов и основ воронки продаж.

Продажник работает с конкретными сделками, а не с KPI отдела или стратегией и чаще всего фокусируется только на индивидуальных результатах. Он не принимает управленческих решений, но собирает «полевую» аналитику — возражения клиентов, тренды спроса.

Что должен уметь менеджер по продажам:

  • хорошо знать и любить свой продукт, презентовать его с точки зрения выгод клиента и работать с возражениями;
  • вести переговоры и выявлять потребности клиентов;
  • активно продавать через холодные звонки, деловую переписку, личные встречи, соцсети и мессенджеры;
  • вести клиентские базы и отчетность по сделкам.
Отделы продаж можно разделить на два вида: традиционный и двухуровневый. В традиционном один менеджер отвечает за полный цикл сделки, от поиска до сопровождения постоянных клиентов, а в двухуровневом специалисты делятся на «охотников» и «фермеров». «Охотники» — привлекают новых клиентов, а «фермеры» — ведут тех, кто уже работает с компанией. Поэтому в таком отделе продаж у разных менеджеров будут востребованы разные навыки. Также отличаются требования к сотрудникам на входящих заявках и к тем, кто ведет активные продажи.
Кондратенко.jpg
Василий Кондратенко
бизнес-тренер ВЭШ
У менеджера по продажам возможен и горизонтальный рост, когда он как будто работает тем же менеджером, но уже с ключевыми клиентами. И чтобы хорошо продавать вип-клиентам, на первый план выходит умение вести переговоры, но все остальные навыки тоже должны быть на высоком уровне. При этом необходимо действительно глубоко разбираться в бизнесе клиента и уметь находить общий язык со многими представителями компании.
Как развиваться в профессии? Чтобы стать отличным продажником, советуем учиться активно продавать в условиях конкуренции, прокачивать работу с возражениями, «дожим» клиента и переговоры.
Кондратенко.jpg
Василий Кондратенко
бизнес-тренер ВЭШ
Сейчас входящих заявок стало значительно меньше, стоимость лида выросла, бюджеты на рекламу не резиновые, а большинство покупателей уже работают с кем-то из конкурентов. Поэтому менеджеры, которые хотят больше продавать и больше зарабатывать, просто обязаны, во-первых, включать активные продажи, а во-вторых — встречаться с клиентами. Чем больше сумма потенциальной сделки, тем важнее личная встреча. Она может быть даже онлайн — это все равно диалог с глазу на глаз. Когда светит крупная заявка, хороший менеджер должен пулей вылететь к клиенту — даже когда он обратился сам и его как будто уже не нужно убеждать. Например, один из корпоративных клиентов бизнес-школы ВЭШ поделился, что рассматривал разные варианты и выбрал именно нашу школу, потому что мы были единственными, кто организовал личную встречу.

Вторая ступень: руководитель отдела продаж (РОП) — учимся управлять командой

Руководитель отдела продаж — это тактик, который превращает стратегию в конкретные действия. Его зона ответственности — ежедневное оперативное управление продажами. Он еще близок к «полю», но уже смотрит на процессы сверху.

Если менеджер работает с клиентами, то РОП работает:

  • с CRM-системой — анализирует цифры в воронке продаж, находит неэффективные процессы и сделки, которые зависли, и придумывает, как довести работу до конца;
  • с командой менеджеров — ставит цели, учит, мотивирует и следит, чтобы план выполнялся.

РОП фокусируется на одном отделе или направлении, например, только на B2B-продажах, а не на всей коммерции компании, не принимает стратегических решений, но отвечает за их исполнение.

Руководитель отдела должен сам быть хорошим продажником и вести личные продажи. Во-первых, это сильно укрепляет авторитет среди подчиненных; во-вторых, любой навык нужно тренировать. И тут важный момент — у руководителя не должно быть мотивации от личных продаж, только за выполнение плана всем отделом. Иначе он неизбежно начнет забирать самые выгодные сделки.

Что должен уметь РОП:

  • ставить цели и KPI для каждого сотрудника и контролировать, как отдел выполняет план;
  • управлять командой — делегировать задачи и удерживать ценных специалистов;
  • анализировать основные метрики — конверсию, средний чек, LTV;
  • разрабатывать скрипты и регламенты работы отдела;
  • нанимать, мотивировать и обучать сотрудников;
  • активно продавать через любые каналы.
Как развиваться в профессии? Чтобы стать РОПом, недостаточно просто хорошо продавать — нужно быть хорошим аналитиком и уметь управлять командой и выстраивать работу отдела.

У хорошего РОПа шесть ролей — это крутой продавец, который помогает менеджерам «дожимать» сделки, аналитик, контролер, мотиватор, играющий тренер и оптимизатор процессов. Каждый день руководитель должен делать что-то, чтобы его подчиненные становились сильнее, чем вчера.

Внутри статьи.png
Hard и soft skills, которые помогают руководителям отдела продаж эффективно справляться со своей работой

Третья ступень: директор по продажам — учимся стратегии

Директор по продажам — это не просто управленец, это стратег, соединяющий маркетинг и продажи. Он думает не только о том, «как продать сегодня», но и «как продавать завтра», и управляет несколькими отделами или каналами, например, розница + опт + онлайн. Его KPI — и выполнение плана, и долгосрочный рост прибыли. Директор по продажам также может отвечать за то, насколько удовлетворены клиенты работой специалистов отдела продаж, и за организацию логистики. Если РОП контролирует один отдел, то директор координирует несколько направлений (например, B2B и B2C) и отвечает за сквозную аналитику.

Кондратенко.jpg
Василий Кондратенко
бизнес-тренер ВЭШ
Например, в компании может быть трехуровневый отдел продаж: «охотники», «фермеры» и «дожимщики» — это сотрудники, которые помогают довести сделку до конца и ускорить оплату счета. Руководить каждой группой может РОП, а над РОПами уже стоит директор по продажам и координирует общую работу. Или другой вариант — у бизнеса филиалы в разных городах, в каждом городе свой РОП, и все они подчиняются одному директору по продажам. Чаще всего должность директора по продажам есть на крупных предприятиях. Когда в отделе всего 10 менеджеров — им достаточно одного руководителя.

Что должен уметь директор по продажам:

  • разрабатывать стратегию продаж — например, выделять наиболее привлекательные целевые потребительские рынки сбыта и акцентировать на них задачи и ресурсы, прогнозировать объемы на 612 месяцев, формировать ассортиментную матрицу, определять ценовую политику, определять приоритетные каналы сбыта и распределять между ними ресурсы;
  • стимулировать увеличение продаж с помощью различных инструментов по всем доступным каналам;
  • следить за качеством клиентской базы, наращивать долю наиболее ценных клиентов, уметь работать с ушедшими клиентами, наращивать долю лояльных клиентов;
  • контролировать выполнение плана — не просто следить за цифрами, а, например, оперативно перераспределять товарные остатки между каналами, корректировать уровни скидок и бонусов;
  • глубоко разбираться в маркетинге (воронки, позиционирование, конкуренты, удовлетворенность клиентов), анализировать стоимость привлечения клиента, тестировать ценностное предложение, выстраивать воронки продаж для разных сегментов;
  • управлять несколькими каналами продаж — выстраивать сквозную аналитику по B2B, B2C и партнерским программам.
рублевская.jpg
Юлия Рублевская
директор по обучению и консалтингу ВЭШ
Сегодня продажи — это на 80 % маркетинг, а уже потом непосредственные действия: отправить КП, получить ответ, съездить к клиенту. Директор по продажам обязан знать, как устроены и воронки продажи, и маркетинговые воронки. Иначе он так и будет сидеть только на коротких сделках. Обратная связь от клиентов о качестве предоставляемых решений должна оперативно превращаться в задачи и для маркетинга, и для производства — иначе рост невозможен. Поэтому директор по продажам должен уметь анализировать конверсии каждого этапа маркетинговых воронок и понимать, почему уходят клиенты. Важно, чтобы он понимал, что такое позиционирование товара, чем УТП отличается от ценностного предложения и как прогнозировать спрос не на месяц, а на год вперед. Непрерывная связь с маркетингом поможет создавать совместные решения как в сфере продаж, так и сфере управления клиентской базой.
Как развиваться в профессии? Чтобы стать директором по продажам, надо перейти от тактики к стратегии: разбираться в стратегическом маркетинге, участвовать в улучшении клиентского опыта, выбирать приоритетные рынки сбыта и каналы продаж, влиять на лояльность ценных клиентов и составлять прогнозы и бюджеты.

Четвертая ступень: коммерческий директор — учимся управлять бизнесом

Коммерческий директор — это ключевой топ-менеджер, отвечающий за прибыль всей компании. Обычно он объединяет продажи, маркетинг, закупки и логистику, это дает возможность принимать более сбалансированные решения. Коммерческий директор участвует в принятии решений на уровне CEO, например, о выходе на новые рынки или запуске продуктов, и отвечает за все денежные потоки, связанные с коммерцией, а не только за продажи.

Конкретный функционал должности определяет каждый владелец бизнеса. В теории — КД отвечает за выручку, рыночную долю и/или маржинальную прибыль компании, т. е. управляет коммерческими доходами и расходами. На практике — возможны разные варианты, например, функции маркетинга, логистики и закупки могут отойти в зону ответственности отдельно выделенных служб.

рублевская.jpg
Юлия Рублевская
директор по обучению и консалтингу ВЭШ
Коммерческий директор по определению — управленец широкого профиля. Он должен видеть общую картину продаж, отвечать за выполнение рыночной стратегии, достигать финансовых и клиентских целей, управлять людьми, качеством обслуживания клиентов, вносить изменения в информационные/организационные структуры коммерческой службы, менять процессы и регламенты. Когда в компании нет службы маркетинга, специалистов по управлению брендом или продакт-менеджеров, зона ответственности этих специалистов автоматически «оседает» на директоре по продажам и коммерческом директоре. КД становится «человеком-оркестром» — и тогда ему критически важно прокачивать маркетинг. Ему приходится изучать технологии оценки рыночных рисков, распознавания поведения потребителей, способы разработки новых продуктов, улучшения клиентского опыта, управление продвижением, ценообразованием и ассортиментом. Эти навыки нужны даже в том случае, когда в компании есть специалисты по продукту или маркетингу. КД вынужден погружаться в эти темы, чтобы ставить задачи, согласовывать решения и разговаривать с ними на одном языке.

Что должен уметь коммерческий директор:

  • разрабатывать долгосрочную коммерческую стратегию — формировать 3–5-летние планы развития, продумывать сценарии на случай кризисов, согласовывать с общекорпоративной стратегией и видением компании;
  • управлять продажами, маркетингом, закупками, логистикой — согласовывать процессы, регламенты и планы продаж с возможностями производства, балансировать бюджеты;
  • наращивать маржинальность товарных групп, потребительских сегментов и каналов сбыта;
  • работать с инновациями — оценивать рыночные тренды и риски, запускать новые продукты; улучшать потребительский опыт, создавая новые ценности;
  • взаимодействовать с инвесторами и акционерами — готовить бизнес-планы, отчитываться о выполнении KPI;
  • управлять организационной и информационной структурой всей коммерческой службы.
Как развиваться в профессии? Чтобы стать коммерческим директором, мало хорошо разбираться в продажах, стратегическом маркетинге, экономике и управлении людьми. На сцену выходят глубокие знания в распознавании потребительского поведения, продвижении продукта, экономике и в целом в стратегическом планировании и масштабировании бизнеса.

Собрали в таблицу общие характеристики специалистов на разных ступенях карьеры в продажах, чтобы вы увидели, какие навыки необходимы для перехода с одной ступени на другую.

КритерийМенеджер по продажамРОПДиректор по продажамКоммерческий директор
Основной фокусЛичные продажиУправление командойСтратегия мультиканальных продажРост выручки и повышение доходности
Ключевой навыкАктивные продажиКонтроль и мотивация команды продажУправление системой продажРазвитие системы продаж
Зона ответственностиКонкретные сделки и отношения с клиентамиВыполнение плана отделомДостижение целевых показателей по выручкеРеализация стратегии бизнеса
Работа с цифрамиЛичные показателиПоказатели отдела и метрики менеджеровДоходность по каналам и  продуктамБизнес-планирование, маржинальность по направлениям
Основное взаимодействиеКлиентыМенеджеры отделаРуководители смежных подразделенийТоп-менеджеры, партнеры, стейкхолдеры 

Следующий шаг: где получить недостающие навыки для роста

Карьера в продажах — это не гонка за должностями, а возможность найти свою идеальную роль. Кому-то нравится энергия первых продаж, кто-то раскрывается в управлении командой, а другие находят себя в стратегическом планировании. Каждая ступень — от менеджера до коммерческого директора — по-своему ценна и важна.

Если вы решили расти — в ВЭШ есть программы для каждого этапа: от основ продаж до управления коммерцией. Но помните: прекрасно быть и выдающимся менеджером, и сильным РОПом — важно, чтобы работа приносила удовольствие.

Какой бы путь вы ни выбрали — мы поможем получить нужные знания. Подборка курсов по продажам ВЭШ по ссылке.


Было интересно? Расскажите об этом друзьям