Бизнес-тренер: кому и что может дать эта профессия
19 августа 2025
1 марта 2025 года в России приняли профессиональный стандарт для бизнес-тренеров. Во что это выльется для рынка — пока не очень понятно. Однако спрос на услуги бизнес-тренеров продолжает расти. По мнению экспертов, в условиях кадрового голода и высокой стоимости подбора и адаптации персонала бизнес видит спасение в обучении и развитии людей. Эта задача может быть реализована в самых разных формах: кто-то нанимает тренеров в штат или создает корпоративные университеты, кто-то приглашает внешних бизнес-тренеров, кто-то сам осваивает навыки разработки и проведения тренингов, чтобы обучать сотрудников. Для этой статьи мы спросили у экспертов ВЭШ, кто такой бизнес-тренер, чем он занимается, какие знания и навыки ему необходимы, а также как, кому и для чего могут понадобиться тренерские компетенции.

Содержание:
- Кто такой бизнес-тренер и что он делает
- Чем бизнес-тренер может быть полезен бизнесу
- Что должен знать и уметь бизнес-тренер
- Какими «мягкими» навыками должен обладать бизнес-тренер
- Плюсы и минусы профессии бизнес-тренера
- Кто может пойти учиться на бизнес-тренера и зачем
- Где выучиться на бизнес-тренера
- Истории выпускников «Школы бизнес-тренера»
Кто такой бизнес-тренер и что он делает
Бизнес-тренер — это специалист, который обучает линейных сотрудников и руководителей навыкам, необходимым для эффективной работы в бизнесе. Это могут быть «твердые» или «мягкие» навыки.
Вот как сформулировали основную цель деятельности бизнес-тренера в профессиональном стандарте 2025 года:
Проще говоря, бизнес-тренер — это человек, который помогает компаниям расти через обучение и развитие сотрудников.
Бизнес-тренеры могут работать внутри компании или в корпоративном университете. Таких специалистов называют «корпоративными тренерами». Могут быть внешними — представлять бизнес-школы или вести самостоятельную работу.
Как правило, бизнес-тренеры специализируются на определенных темах, в которых имеют развитую экспертизу. Одни проводят обучение техникам продаж и переговоров, другие занимаются развитием управленческих навыков, третьи помогают научиться выступать публично, четвертые — создавать дашборды в Power BI. Некоторые тренеры специализируются на узких темах, например, обучают только закупкам или навыкам работы в MS Excel, другие работают сразу в нескольких темах: развитие soft skills и эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, ассертивного поведения и управления стрессом.
Граница ответственности бизнес-тренера проходит там, где необходимо передать знания и сформировать определенные умения и навыки у участников. Однако за то, чтобы использовать знания в работе и применять инструменты, несет ответственность сам сотрудник. Задача руководителей и топ-менеджеров — создать подходящую среду для внедрения изменений и поддерживать этот процесс.
Чем бизнес-тренер может быть полезен бизнесу
В зависимости от задач, которые заказчик ставит перед обучением, к бизнес-тренерам могут обращаться с разными запросами:
- обучить менеджеров по продажам или сервису;
- развить управленческие навыки руководителей;
- наладить взаимодействие в топ-команде;
- обучить конкретным «твердым» навыкам, например, производственному планированию, управлению проектами, закупкам, финансам и т. д.;
- улучшить коммуникативные навыки сотрудников и наладить кросс-функциональное взаимодействие;
- помочь сотрудникам лучше организовывать свою работу с помощью инструментов менеджмента;
- научить лучше справляться со стрессом, конструктивно вести себя в конфликтах и многое другое.
По словам экспертов, два самых популярных запроса на рынке — это тренинги по продажам и развитие управленческих навыков.
Не менее популярный запрос бизнеса — развитие управленческих компетенций руководителей. Это развитие может быть в двух направлениях:
- улучшение процессов через развитие базовых управленческих функций: планирование, организацию, мотивацию, контроль, обратную связь;
- работа с людьми: развитие эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, взаимодействие в конфликтах и сложных ситуациях.
Во многих компаниях руководители вырастают изнутри или приходят из других бизнесов. Отсюда разнородность знаний, умений и навыков. Необходимо, чтобы руководители начали говорить на одном языке, использовать общие инструменты менеджмента. Это базовые задачи обучения.
Создать трек развития может только опытный бизнес-тренер, который владеет методологией разработки тренинговых программ, понимает, как сочетать форматы, чтобы поддерживать динамику обучения, может разработать стандарт для оценки результатов.
Стоит сказать и о темах, продиктованных трендами. Например, развитие эмоционального интеллекта, работа с выгоранием, стресс-менеджмент. Эта популярность напрямую связана с текущими условиями: много неопределенности, нестабильная среда, многозадачность и высокий уровень информационного шума. Людям сложно оставаться эффективными в таких условиях, необходимо поддерживать баланс, чтобы сохранять продуктивность.
Еще одна актуальная тема — использование искусственного интеллекта и составление промптов для нейросетей.
Что должен знать и уметь бизнес-тренер
Разработчики профессионального стандарта выделили два уровня развития навыков бизнес-тренеров:
- Уровень A — подразумевает, что бизнес-тренер умеет проводить тренинги и оценивать их эффективность.
- Уровень В — требует от тренера знать методологию и уметь разрабатывать тренинги.
Полный перечень требований, закрепленных в профессиональном стандарте, можно изучить в оригинальном документе. Мы же подробнее остановимся на тех качествах и навыках, которые, как считают наши эксперты, должны быть у каждого тренера.
Формулировать цели обучения
Первое, что должен уметь бизнес-тренер, — правильно формулировать цели обучения, так как от этого напрямую зависит результат. Необходимо уметь грамотно снимать запрос, проверять, что цель обучения, которую озвучивает заказчик, — истинная, адекватная и достижимая. Работая в диалоге с клиентом, профессиональный тренер может помочь обнаружить ложную цель, прояснить, в чем заключается настоящая потребность бизнеса, и выбрать верные инструменты для решения задачи. В нашей программе «Школа бизнес-тренера» снятию запроса и работе с заказчиком посвящен отдельный учебный модуль, где участники изучают технологию снятия запроса и учатся грамотно вести переговоры с бизнес-заказчиками.
Управлять групповой динамикой
Управлять групповой динамикой — значит работать с энергией и эмоциями группы. Управляя групповой динамикой, тренер создает условия для того, чтобы участники лучше запоминали материал, были эмоционально вовлечены и сохраняли фокус внимания на процессе обучения.
Любая группа проходит в своем развитии несколько стадий, которые тренеру важно учитывать и при разработке, и при проведении тренинга. Если этого не делать, последствия могут быть серьезными, вплоть до срыва тренинга.
Если тренер не контролирует эмоциональное состояние группы, то группа будет контролировать эмоциональное состояние тренера. Эффективность работы будет снижена. Знание законов групповой динамики помогает: например, тренер знает, что за первой ориентировочной стадией следует вторая стадия, шторминга, — когда в группе обязательно возникнет конфликт, группа будет против кого-то объединяться. В этот момент она перестанет взаимодействовать и с тренером, и с материалом. Еще хуже, если направит агрессию на самого тренера. Поэтому важно вовремя переадресовать энергию группы на «правильное» препятствие. Например, на задачу и собственное незнание.
Подбирать активности
Что выбрать — кейс или ролевую игру, когда нужна групповая дискуссия, а когда стоит предпочесть работу в малых группах, как правильно подобрать упражнение под задачу, — это только часть вопросов, в которых нужно разбираться бизнес-тренеру. Кроме этого, каждую активность нужно правильно проводить: вводить в контекст и давать инструкцию, организовывать процесс, проводить анализ и рефлексию. На курсе «Школа бизнес-тренера» участники разбирают пять видов активностей: тематические упражнения, кейсы, ролевые и деловые игры, элементы синемалогии. Каждую активность отрабатывают на практике.
Управлять содержанием тренинга
Управлять содержанием тренинга — значит видеть структуру, понимать, какие существуют «связки» между блоками, как выстроена работа внутри блока, где есть место для определенных элементов, например, разминок или вопросов участников, — все это помогает тренеру управлять содержанием во время проведения тренинга. В зависимости от групповой динамики и особенностей процесса тренер может перестраивать тренинг на ходу, импровизировать. Как говорят эксперты, это случается не так уж и редко. Например, тренер видит, что энергия в группе упала, участники устали. Тогда он может заменить какие-то упражнения или, наоборот, добавить динамики с помощью правильной разминки.
Качество, которое помогает тренеру хорошо управлять содержанием тренинга, — это системное мышление. Методология построения тренинга предполагает определенную структуру, но как пойдет процесс — зависит от множества факторов: состава группы, условий проведения тренинга, даже от температуры в помещении. Тренер должен уметь перестроить отдельные элементы тренинга, не теряя при этом структуру. Системное мышление помогает ему видеть картину целиком, не терять логические связи.
Выступать на публике
То, как человек ведет себя в публичном пространстве, как умеет себя подать и как строит коммуникацию, во многом обусловлено его личностными качествами. Однако навыки бизнес-тренера в области публичных выступлений — это, скорее, «твердые», профессиональные навыки. Сложно представить, что без них тренер состоится как профессионал. Поэтому то, что дано природой, нужно укреплять и развивать.
Чем более сложный и комплексный запрос на обучение формулирует заказчик, тем больше навыков и компетенций нужно бизнес-тренеру. Например, в программу обучения могут быть включены элементы геймификации, коучинга, фасилитационные сессии, бизнес-симуляции и т. д. В «Школе бизнес-тренера» есть отдельные модули по фасилитации, геймификации, использованию метафорических карт в тренингах. Эти модули нацелены на то, чтобы расширить арсенал тренерских инструментов и наметить дальнейшие пути профессионального развития. Посмотреть полное содержание программы «Школа бизнес-тренера» можно здесь.
Какими «мягкими» навыками должен обладать бизнес-тренер
Эксперты говорят, что взрослого человека нельзя научить, можно лишь создать ситуацию обучения, в которой человек возьмет то, что ему нужно. Создать подходящую атмосферу и повысить мотивацию участников к усвоению нового тренеру помогают его «мягкие» навыки.
Коммуникативные навыки
Развитые коммуникативные навыки — must have для бизнес-тренера. Они нужны и при работе с заказчиком: снятии запроса, обсуждении содержания, презентации программы, предоставлении обратной связи по результатам обучения. И при проведении тренинга, в непосредственной работе с участниками. Коммуникативные навыки помогают тренеру:
- четко доносить идеи, подбирая правильные слова и расставляя эмоциональные акценты;
- слышать не только слова, но и скрытые запросы участников;
- убеждать и влиять без давления;
- давать развивающую обратную связь участникам, создавая импульс к изменениям.
Тренер для группы — это образец «мастера коммуникаций». Он должен уметь найти подход к каждому участнику, сделать так, чтобы все были вовлечены и каждый был услышан.
Отдельный пул навыков тренера — работа с сопротивлением участников и групповой агрессией. Вопросы, возражения, сопротивление — это естественные элементы образовательного процесса. В «Школе бизнес-тренера» участники учатся «обрабатывать» эти элементы, нейтрализовывать негативные эмоции, отвечать на «острые» вопросы, разрешать конфликты.
Высокий эмоциональный интеллект
Способность распознавать и осознанно управлять своими и чужими эмоциями для тренера — профессионально важные качества. Свои эмоции тренер всегда держит под контролем, с эмоциями участников работает, управляет эмоциональным потоком группы.
Развитый эмоциональный интеллект помогает тренеру:
- чувствовать настроение группы, вовремя замечать усталость или сопротивление;
- адаптировать стиль подачи материала под эмоциональное состояние участников;
- распознавать невербальные сигналы (жесты, мимику) и реагировать на них;
- создавать доверительную атмосферу и устанавливать контакт с разными людьми: интровертами, скептиками, доминантными личностями;
- мотивировать и вдохновлять на изменения;
- сохранять спокойствие при неожиданных вопросах или провокациях.
Эмоциональный интеллект помогает бизнес-тренеру не просто передавать знания, а менять поведение и мышление участников, что и является главной целью обучения. Чтобы прокачать свой EQ, необходимо развивать осознанность, эмпатию и саморефлексию.
Эмпатия
Эмпатия является одной из пяти ключевых составляющих эмоционального интеллекта. По мнению экспертов ВЭШ, это качество очень важное, поэтому расскажем о нем отдельно.
В основе эмпатии — любопытство и искренний интерес к другому человеку: «Почему он так реагирует? Что за этим стоит?». Помощники тренера в развитии эмпатии — активное слушание, внимательное наблюдение за невербальной составляющей, уточняющие вопросы.
Эмпатия — это «топливо» для вовлечения. Без нее бизнес-тренер — просто говорящий учебник. С ней — проводник изменений.
Саморефлексия
Саморефлексия для бизнес-тренера — это ключевой инструмент профессионального роста и повышения эффективности тренингов. Способность проанализировать свои действия, даже если ты ошибся, очень важна. Бизнес-тренер — практическая профессия, тренер не может вырасти без ошибок, ведь он не робот и не обладатель истины в последней инстанции.
Осознание своих сильных и слабых сторон дает возможность бизнес-тренеру развивать недостающие компетенции. Например, тренер понимает, что он не очень хорошо отрабатывает возражения участников или ему бы не помешало прокачать навыки сторителлинга, чтобы лучше управлять вниманием группы. Тогда он может направить свой фокус внимания на развитие этих навыков и умений.
Эмоциональная рефлексия тоже важна. Например, после сложного тренинга ведущий может проанализировать, почему он разозлился на отдельного участника, как можно было отреагировать иначе. Это и будет новыми точками роста.
Широкий кругозор
Бизнес-тренер — это человек, которого должно быть интересно слушать. Безусловно, он должен быть экспертом в той области, которую преподает. Но кроме этого, ему важен широкий кругозор, чтобы поддерживать внимание аудитории с помощью необычных примеров, вызывать интерес к материалу посредством ярких метафор.
Представим, что бизнес-тренер — прекрасный эксперт в инженерной тематике, ведет тренинг по b2b-продажам. И все его примеры только из инженерной практики. Даже заинтересованной аудитории будет тяжело удерживать внимание на узких и однотипных примерах. Хотя информация может быть очень ценной, участники будут плохо ее усваивать. Широкий кругозор и знания в области истории, искусства, археологии, культуры могут помочь бизнес-тренеру обогатить материал и сделать его интересным, наглядным и запоминающимся.
В этой статье мы рассказали о ключевых навыках и компетенциях бизнес-тренера, по мнению экспертов бизнес-школы ВЭШ. Более широкий портрет компетенций представим наглядно в виде инфографики:

Плюсы и минусы профессии бизнес-тренера
Как и в любой профессии, в бизнес-тренерстве есть свои плюсы и минусы, возможности и ограничения.
Наши эксперты единогласно сошлись в том, что самый большой бенефит профессии тренера — это возможность постоянно учиться. Бизнес-тренер не может останавливаться в своем развитии, он должен постоянно изучать новое, быть в курсе трендов и современных технологий, экспериментировать.
Многие особенности работы бизнес-тренера имеют две стороны: позитивную и негативную (или рискованную). Их можно рассматривать как возможности для улучшения карьеры и жизни, но важно не стать заложником или жертвой ситуации.
Например, для многих тренеров важно получать признание и видеть, что они действительно помогают бизнесу расти, влияют на изменения. Также обмен энергией с группой и благодарности участников заряжают. Но само проведение многочасовых и многодневных тренингов вызывает физическую усталость, а постоянная работа с людьми ведет к усталости эмоциональной. Это большая самоотдача, и тренеру важно выдерживать баланс работы и восстановления, иначе есть риск быстро выгореть в профессии.
Работа тренером позволяет путешествовать по разным городам, открывать новые интересные места. Но большое количество командировок может превратиться в «жизнь в самолетах» и постоянные последствия джетлагов.
Кроме риска профессионального выгорания, у тренера есть риск «профессионального замерзания» — закостенеть, перестать развиваться в своей профессии, «покрыться бронзой» — сместиться от авторитетности к авторитарности.
Ниже составили таблицу с плюсами и минусами профессии для «свободного» бизнес-тренера. Корпоративный тренер в своей роли имеет все плюсы внутреннего сотрудника.

Кто может пойти учиться на бизнес-тренера и зачем
Компетенции бизнес-тренера нужны не только тем, кто решил повернуть свою жизнь на 180 градусов и сменить профессию. На обучение бизнес-тренерству люди приходят разными путями и с разными запросами. Расскажем на примерах историй участников «Школа бизнес-тренера» основные сценарии:
- Человек, который хочет сменить профессию и освоить бизнес-тренерство с нуля. Отработав много лет в одной профессии, люди накапливают ценную экспертизу. Часто следующий этап в таком сценарии связан с желанием делиться этими знаниями и опытом.
- Действующий бизнес-тренер: начинающий или опытный. Вне зависимости от того, работает тренер в компании или самостоятельно, ему необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Начинающим тренерам важно овладеть методологией и отточить навыки, чтобы нарастить уверенность и повысить профессиональный уровень. Тренерам с опытом полезно обновить и систематизировать свои знания, запастись свежими актуальными инструментами, встряхнуться и «переопылиться» опытом с коллегами по цеху.
- Собственник, руководитель или HR, который хочет использовать тренерские инструменты в работе. Например, собственники небольших бизнесов или руководители могут самостоятельно заниматься развитием своих сотрудников. А HR-менеджеры могут расширить арсенал методик и инструментов, начать самостоятельно разрабатывать тренинги для сотрудников.
- Специалист из смежной отрасли, который хочет расширить круг компетенций и нарастить портфель услуг. Консультант, коуч, психолог — у каждого из них может возникнуть запрос на создание и проведение тренингов. Новый продукт дает возможность выйти на новую аудиторию, расширить спектр услуг и увеличить доходы. А навыки фасилитации, геймификации и работы с МАК-картами будут полезны и в основной работе.
Что касается требований к тому, кто может стать бизнес-тренером, в профстандарте указано только наличие высшего и дополнительного профильного образования в области бизнес-тренингов. Особых требований к возрасту, экспертизе или опыту нет.
По мнению экспертов ВЭШ, главное, чтобы у человека был неподдельный интерес к этой профессии и желание работать с людьми.
Где выучиться на бизнес-тренера
У каждого человека будут свои ожидания от обучения. В зависимости от них приоритеты при выборе программы тоже будут разными. Кому-то будет важна скорость, возможность учиться удаленно и получить документ нужного образца. Кто-то идет за тем, чтобы напитаться знаниями и под руководством экспертов сделать первые шаги в профессии. Кому-то важно систематизировать имеющийся багаж, дополнить его новыми инструментами и обменяться опытом с коллегами в живом взаимодействии.
Вот общие рекомендации при выборе программы обучения от экспертов ВЭШ:
Соответствие профстандарту
Теперь, когда на рынке появился профессиональный стандарт для бизнес-тренеров, стоит обратить внимание, соответствует ли выбранная программа данному стандарту. Это важно для тех, кто хочет получить профессию, подкрепленную соответствующими документами.
Продолжительность обучения
Если программа направлена на освоение профессии бизнес-тренера, в ней должно быть не менее 250 часов. В программе должны быть блоки по методологии проведения тренингов, управлению групповой динамикой, проведению активностей — это база. Также важен фокус на развитие ключевых тренерских качеств.
Практическая ориентированность
Важно не только сформировать системное представление о профессии, но и получить реальный практический опыт в ходе обучения. Обращайте внимание на количество практики в программе: предполагается ли, что вы будете учиться разрабатывать и проводить разные активности: упражнения, кейсы, игры. Будете ли вы разрабатывать собственный тренинг по ходу обучения — это даст возможность иметь на выходе готовый стартовый продукт.
Социальный компонент
Качественное обучение происходит только в социальном контакте, при наличии живого общения с преподавателем, участниками группы. Даже если выбираете онлайн-обучение, уточните, сколько уроков будет в записи, а сколько — в живом взаимодействии. Размер группы тоже имеет значение. Бизнес-тренер должен уметь работать с коллективной энергией, поэтому оптимальный размер группы — 12-15 человек. В такой группе участник будет максимально приближен к «боевым условиям». Выступая перед одногруппниками и проводя активности, он будет получать необходимый опыт. Просматривая уроки в записи, этому научиться невозможно.
История школы
Как давно провайдер работает на рынке, какое количество выпускников, работают ли они в этой сфере, есть ли среди них известные бизнес-тренеры, — все это косвенно указывает на качество к образовательного продукта.
В «Школе бизнес-тренера» участники обучаются один календарный год, учебные модули проходят очно раз в месяц по выходным. В течение всего обучения под руководством преподавателей разрабатывают собственные тренинги, которые становятся их дипломными проектами. На защите участники проводят фрагмент тренинга и получают супервизию от экспертов и обратную связь от группы.
Если вы хотите освоить профессию бизнес-тренера, оставьте заявку на странице программы. Мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы.
Истории выпускников «Школы бизнес-тренера»
Посмотрите истории выпускников программы «Школа бизнес-тренера» и узнаете, как изменилась их жизнь после обучения.
- Дарья Ожегова — до обучения работала заместителем по воспитательно-методической работе в детском саду. В декретном отпуске решила качественно изменить свою жизнь. Поскольку Дарье всегда нравилось работать с людьми, она выбрала курс «Школа бизнес-тренера». Сейчас она работает тренинг-менеджером в управляющей компании «Отели Юста».
- Александр Васильев — работал корпоративным тренером: обучал продажам, но хотел роста. За год на курсе «Школа бизнес-тренера» он освоил технологию, по которой создаются тренинговые программы, и теперь разрабатывает их под разные задачи.
- Николай Гулецкий — владелец сети барбершопов, Раньше он нанимал бизнес-тренеров, чтобы помогать сотрудникам развиваться, а затем решил сам освоить методологию обучения персонала. Так Николай оказался на программе «Школа бизнес-тренера».
Если вам интересно обучение на бизнес-тренера, оставляйте заявку на странице курса «Школа бизнес-тренера». Ответим на все вопросы и расскажем, когда запускается следующая группа.