
2 октября 2025
Гибкое производство: зачем это нужно, какие преимущества дает, как этого добиться
Современные покупатели больше всего ценят удобство покупок и индивидуальный подход, поэтому производителям необходимо проявлять гибкость и быстро адаптироваться к меняющимся запросам рынка. В этой статье расскажем, что такое гибкость, как она проявляется и как к ней прийти. Текст подготовили по материалам Ольги Иноземцевой — эксперта с 25-летним опытом в области обеспечения качества, эффективности производства и оптимизации бизнес-процессов, а также директора крупной производственно-логистической FMCG-площадки в Екатеринбурге.
Содержание:
Особенности современного FMCG-рынка и как они влияют на производство
Было бы здорово прогнозировать любые события на рынке, чтобы быть к ним готовыми. Тогда не пришлось бы ежедневно придумывать новые решения в условиях риска и неопределенности, а все наши действия шли бы по четкому плану. В реальности мы находимся посреди «танца черных лебедей» — в череде непредсказуемых событий, которые оказывают огромное и постоянное влияние на бизнес.
«Танец черных лебедей» в современном бизнес-периоде имеет свои последствия, которые важно учитывать:
- Нестабильность рынков — колебания спроса, цен и курсов валют, переменчивость экономической и геополитической ситуации.
- Рост бизнесов — развитие компаний в новых нишах, появление стартапов, освоение новых рынков, расширение производств и технологий, масштабирование, увеличение количества сотрудников.
- Расширение ассортимента — обновление продуктовых линеек для удержания покупателей, импортозамещение, вывод на рынок инновационных продуктов.
- Дефицит персонала — нехватка квалифицированных специалистов, высокая конкуренция за кадры, рост затрат на оплату труда, рост доли новых сотрудников на производствах и в офисах, текучка кадров.
- Смешение поколений среди сотрудников — работа в командах представителей разных поколений: от бэби-бумеров до зумеров, от школьников до сотрудников с многолетним опытом.
- Дефицит и локализация запчастей и оборудования — сложности с поставками импортного оборудования, поиск альтернативных поставщиков, развитие локальных поставщиков оснастки, запчастей и оборудования.
- Дефицит и локализация сырья и материалов — проблемы с импортом сырья, поиск новых поставщиков внутри страны, развитие и становление сырьевых и упаковочных производств, внедрение новых подходов к обеспечению качества закупаемых для производства товаров, работа с большим количеством новых поставщиков.
Чтобы справляться с вызовами рынка, расти, масштабироваться и чувствовать себя уверенно в нестабильности, нужно научиться гибкости. Разберемся, что для бизнеса значит быть гибким и как к этому прийти.
Что такое гибкость и как она проявляется
Гибкость — это способность компании быстро и эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, потребностям покупателей и внутренним условиям. При этом важно, чтобы компания выбирала правильные инструменты и подходы и сохраняла стратегические цели и ценности.
Как проявляется гибкость на примерах:
- Компания по производству окон перестроила и автоматизировала технологическую линию, чтобы ускорить выпуск продукции и повысить конкурентоспособность.
- Ткацкая фабрика при дефиците импортного сырья стала заказывать хлопок и синтетические материалы у отечественных поставщиков.
Одним из главных внешних факторов, которые влияют на бизнес, являются клиенты. Разберемся, что значит быть гибким с точки зрения удовлетворения их потребностей.
Как потребности покупателей влияют на ритейлеров и производителей
У каждой компании должен быть собирательный образ клиента, чтобы она четко понимала свою аудиторию и ее потребности. Без этого компания рискует тратить ресурсы неэффективно и терять конкурентные преимущества. Давайте рассмотрим портрет обычного покупателя бытовой химии и разберем:
- какие у него есть потребности;
- как эти потребности влияют на работу торговых компаний;
- что нужно сделать предприятию по производству бытовой химии для их удовлетворения.
Анастасия замужем, у нее есть ребенок и кошка. Ей 37 лет, в семье стабильный доход и грамотно спланированный бюджет, но иногда Анастасия совершает спонтанные покупки. Она выбирает качественные товары по приемлемой цене. У нее мало свободного времени. Анастасия не готова тратить его на наведение порядка — лучше провести время с семьей или отдохнуть. Она использует недорогие и проверенные средства для уборки.
После работы Анастасия обычно заходит в магазин у дома, но в последнее время стала чаще покупать товары на маркетплейсах — в том числе бытовую химию. Она ожидает, что доставка будет быстрой и порошок для стирки можно будет забрать из пункта выдачи уже завтра. Анастасия не любит хранить дома запасы и покупает товары только по необходимости.
Еще Анастасия активно ищет скидки и бонусы, чтобы сэкономить. Вместе с мужем они завели три карты в разных банках и ежемесячно планируют, где и какие покупки по этим картам совершать, чтобы получить наибольший кешбэк. Еще Анастасия любит пробовать новинки — например, кондиционеры для белья с разными запахами.
Торговые компании должны обеспечить потребности Анастасии, чтобы она и дальше покупала у них товар. При этом они хотят хранить на складах минимум продукции, чтобы не замораживать денежные средства. Доставка недостающего товара должна быть быстрой. Торговые компании хотят продавать качественный товар, ведь Анастасия может разочароваться и больше не прийти за покупками и даже написать негативный отзыв, от чего пострадает репутация компании. Они хотят скидок от производителей или товар по минимальной цене, так как стремятся зарабатывать больше, а гибкость требует затрат. И еще они хотят уникальности — товаров, которых нет в других торговых сетях.

В свою очередь производственные компании должны учитывать требования торговых компаний и покупателей, а значит — быть гибкими. Рассмотрим на конкретных примерах, как это происходит.
Примеры гибкости
Пример 1
На маркетплейсах распространены наборы разных продуктов с большой скидкой. Но производитель не выпускает на линии одновременно несколько видов продуктов. Он выпускает их последовательно, с переналадками производственных линий. Чтобы создать набор продуктов, нужна дополнительная операция — укладка товаров в короб вручную. Это трудозатратная задача, которая требует от производителя хорошего планирования и дополнительной гибкости. Ведь для всех продуктов надо сначала привезти сырье и упаковку, потом изготовить их на производственных линиях, хранить на складе, и только после сформировать в набор средств и отправить на склад маркетплейса. Зато покупатель доволен — он покупает сразу несколько средств для уборки, ему не приходится искать каждое отдельно. Маркетплейс тоже доволен — он сократил время и затраты на сборку и логистику, увеличил продажи. Производитель, несмотря на сложности, тоже доволен — он получил денежное вознаграждение за свою гибкость, ведь его продажи и прибыль выросли.

Пример 2
Производитель поставляет в торговые сети короба средств для мытья посуды по 30 штук. Ритейлер (компания или предприниматель, который продает товары или услуги непосредственно конечным покупателям для их личного использования) сказал, что такие короба слишком большие: по трем торговым точкам он развозит партии по три-пять штук. Ритейлер потребовал, чтобы в коробе было не более 9–15 штук средств для мытья посуды. Производитель оценил технические особенности своего оборудования и предложил такое решение: сократить количество товаров в коробе до 15 штук, при этом средства по 5 штук упаковывать в пленку. Это поможет избежать логистического брака и не повредить товар при развозке по торговым точкам. Для производства это было дороже, поэтому пришлось искать способы сэкономить деньги на других операциях, в том числе автоматизировать укладку средств в брикет. Зато ритейлер был доволен: теперь он развозил продукцию из одного короба сразу в три торговые точки и сократил замороженные средства.

Пример 3
Ритейлер продолжает реализовывать свои программы снижения затрат на выкладку продукции. Он сказал, что выкладка товара на полки из брикетов требует очень много затрат и сотрудников: пленку разрезать, снять, собрать и отправлять на утилизацию. Производитель предложил новое решение — поставлять товар не в пленке, а в коробках, которые можно сразу поставить на полку. Это упростило выкладку товара и сократило время, а значит, и затраты ритейлера.

Как компании стать более гибкой через повышение операционной эффективности
Есть несколько наиболее действенных направлений повышения операционной эффективности.
Повышение операционной эффективности позволяет предприятию решать проблемы с дефицитом персонала, сокращать затраты и достигать высоких финансовых результатов. Руководителям и сотрудникам — не только выполнять задачи в рабочее время, но и работать меньшее количество часов и не перерабатывать. Систематическое внедрение программ операционной эффективности важно для всех: для сотрудников, бизнеса, ритейлеров, покупателей.
Основные приемы повышения операционной эффективности на предприятии:
1. Создание, упрощение и оптимизация бизнес-процессов компании, исключение лишней деятельности
Это организационные меры, которые нужно разрабатывать регулярно и внедрять в культуру компании. Например, создавать внутренние стандарты и процедуры, которые помогают сотрудникам.
Примеры:
- каскадные системы целеполагания для сотрудников;
- разработка видеоуроков по выполнению операций для адаптации новых сотрудников;
- исключение лишних отчетов;
- сокращение лишних операций и перемещений;
- сокращение всех других типов потерь.
2. Цифровизация сбора и анализа данных и процессов
Прежде всего подлежат цифровизации рутинные, повторяющиеся операционные процессы и те процессы, в которых занят дорогостоящий квалифицированный персонал: инженеры, технологи, разработчики, руководители.
Примеры:
- введение MES-системы для управления производством в реальном времени;
- автоматизация сбора и обработки, аналитики данных;
- использование искусственного интеллекта для создания презентаций и докладов, формирования плана дня и проекта;
- введение системы штрихкодирования для учета товарно-материальных ценностей на складах;
- внедрение «умного» отвешивания для правильного управления сырьевыми компонентами для производства.
3. Автоматизация оборудования
До недавнего времени ручной труд стоил дешевле, чем покупка новой автоматизированной технологии. Сегодня уровень зарплат растет, и автоматизировать ручной труд стало рационально. Автоматизация позволяет перекрывать дефицит сотрудников и перенаправлять их на другие участки.
Примеры:
- введение системы машинного зрения для контроля процессов, геометрии и качества изделий;
- применение умных систем управления освещением;
- роботизация операций ручного труда;
- автоматизация контроля качества.
4. Постоянное обучение и развитие навыков персонала
Это ключевое системное направление повышения операционной эффективности, так как без него невозможна реализация других направлений. Обученный персонал с высокой квалификацией выполняет задачи быстрее, меньше ошибается, может поддерживать работу нескольких единиц оборудования или проектов одновременно. Сотрудников можно направлять на внешние семинары и тренинги к преподавателям-практикам. Также можно заказать обучение в корпоративном формате или организовать систему внутреннего обучения.
За счет каждого из этих направлений можно оптимизировать не менее 5% затрат предприятия на труд. Любое направление следует поддерживать системно: иметь цель, лидера направления, стратегию на один-три года в зависимости от стратегии компании, расчет окупаемости для крупных улучшений и, конечно, план реализации.