

Компания
Приоритетная задача для Холдинга РЖД — развитие доступности комплексных услуг для всех клиентов железнодорожного транспорта.
В этой связи стоит отметить проактивную работу Центров продаж услуг, которые создавались как подразделения с инновационным для ОАО «РЖД» подходом к взаимодействию с потенциальными клиентами. Сотрудники ЦПУ проводят комплекс предпродажных мероприятий, цель которых — заключить сделку. К задачам специалистов относится поиск информации о потенциальном клиенте, анализ потребностей, подготовка коммерческого предложения, презентация, согласование условий сотрудничества и, наконец, фиксация достигнутых договоренностей.
Сейчас на всей сети железных дорог России работает уже 85 Центров продажи услуг. Чтобы обеспечить наибольшую эффективность, местоположение ЦПУ выбирают по наличию высокой концентрации грузовой базы в регионе обслуживания.
Задача
На рынке грузоперевозок высокая конкуренция — как среди компаний, предлагающих перевозки одного типа, например, железнодорожные, так и между разными видами перевозок — железнодорожные, автомобильные, морские, авиа.
РЖД планомерно создаёт и усиливает свои Центры продажи услуг. Учитывая, что специалисты по продажам находятся «на передовой», ЦФТО уделяет большое внимание вопросу развития их компетенций в области продаж и клиентского обслуживания.
Наш проект по обучению сотрудников ЦПУ начался в 2019 году, когда компания обратилась с задачей комплексного обучения сотрудников: необходимо было не только развивать навыки продаж и сервиса, но и помочь сформировать у сотрудников маркетинговое понимание рынка, а также раскрыть нюансы формирования тарифной политики и юридические аспекты заключения договоров.

Решение
На основе запроса ЦФТО мы разработали комплексную программу обучения, которая включала в себя 4 тематических блока:
Блок «Основы маркетинга»
В этом блоке изучали, как посмотреть на рынок и свою деятельность глазами клиентов, что важно клиенту при покупке услуги и как найти точки роста через оценку своей конкурентоспособности. На практике разбирали, что такое сегментация клиентов, по каким признакам выделять сегменты, как понять, на каких сегментах стоит сосредоточить усилия.
Тренинг «Навыки продаж и обслуживания»
Данный блок проходил в формате трёхдневного тренинга, на котором участники отрабатывали навыки продаж и переговоров. Разбирались, из каких взаимосвязанных этапов состоит продажа и что требуется от сотрудника на каждом этапе. Учились эффективно общаться по телефону и при личных встречах: отрабатывали конкретные речевые модули, разбирали ошибки. Тренировались правильно выявлять потребности клиентов и работать с возражениями. Отдельно разбирали трудные и конфликтные ситуации, учились выходить из них в продуктивный диалог. Один день был полностью посвящен теме коммерческих переговоров.
Блок «Тарифная политика в области грузовых жд перевозок»
В этом блоке более детально изучали нормативные документы и разбирались, из чего складывается итоговая стоимость услуг. Учились производить калькуляцию стоимости услуг.
Блок «Юридические аспекты договорной деятельности»
Глубже погрузились в тему договорной деятельности: изучали различные формы, виды и способы заключения договоров, разделы и элементы договора. Разбирались, как проверить правоспособность контрагента и оценить риски и последствия неисполнения договора по разным причинам. Определяли критерии надлежащего исполнения договора и порядок документального сопровождения.

Акцент на практику
Тема развития навыков продаж и проведения эффективных переговоров занимала центральное место в программе. Важной особенностью была практическая составляющая: все три дня тренинга участники совместно с тренером Яной Жиляковой разбирали разные ситуации и отрабатывали практические задания, вели дискуссии, проводили аудио- и видеоанализ. Каждый блок тренинга содержал ролевые и деловые игры, работу с кейсами, просмотр фрагментов из видеофильмов. По словам Яны Жиляковой, всё это нацелено на формирование устойчивых коммуникативных навыков, которые важны не только на этапе продажи услуг, но и впоследствии, при дальнейшем сопровождении клиента:
Результаты
2022 год — четвёртый год сотрудничества ВЭШ и ЦФТО по проекту развития ЦПУ. В 2019 году мы провели обучение трёх очных групп и обучили в совокупности 60 человек. В 2020 году перевели проект в формат онлайн и за два года обучили ещё 9 групп и 180 человек. В данный момент мы продолжаем сотрудничество — программа школы остаётся основным курсом подготовки специалистов ЦПУ в области продаж транспортно-логистических услуг. Мы расширили спектр тем, добавив такие как «Управление конфликтами», «Навыки управления сотрудниками и продажами», «Скрипты и стандарты продаж».

Отзыв заказчика

«Я пошла на обучение в самом начале нашего сотрудничества — посмотреть, насколько точно мы спланировали программу. Маркетинг оказался полезен в связке с продажами и позволил посмотреть на взаимодействие с клиентом „рыночным“, а не „производственным“ взглядом.
Блок продаж запомнился активной работой в команде и классной динамикой, интересными примерами и большим количеством практики. Мы моделировали переговоры, разбирали ошибки реальных бесед с клиентами, изучали реакции на отказы, учились перехватывать инициативу в переговорах. Методические материалы, которые нам давала Яна Жилякова, и сегодня выручают в сложных рабочих ситуациях.
Отдельно хочу отметить работу ВЭШ в том, как школа адаптировалась в условиях пандемии, сохранив качество обучения даже «через экран монитора».

Отзывы участников:
Елена Селина
«Блок Яны Жиляковой был продуктивен: мы много общаемся с клиентами, и теперь я увереннее себя чувствую в переговорах.
Я завела полезную привычку перед беседой составлять план: чего я хочу от встречи, о чём буду говорить. Инструмент помогает мне чётче формулировать цели и достигать их.
Отдельно отметила эмоциональную составляющую — учёба объединяет и заряжает энергией».
Тим Ватагин
«Самое полезное для меня в обучении — отработка возражений. Когда нам отказывают, необязательно дальше настаивать на своём. Гораздо эффективнее узнать причину и попробовать поработать с возражением.
Полученные на учёбе инструменты я использую в работе и жизни. Однажды моим „клиентом“ стал ребёнок, которого я не мог уложить спать. Я выяснил причины беспокойства, договорился, и сработало!
В работе тренера меня подкупило то, с какой открытостью и ненавязчивостью Яна Жилякова вовлекает в процесс и заинтересовывает».
Владимир Сафронов
«Очень удобная форма обучения — много практических занятий, „живых“ примеров из личной практики.
Понравилась организация процесса обучения. Мы проходили теорию, сразу разбирали её на примере кейсов — благодаря этому пройденный материал лучше закрепляется.
Я ощутил, что мой уровень профессионализма стал выше. Сейчас продолжаю работать над собой — учёба замотивировала расти дальше. Спасибо!»

Смотрите другие кейсы
Как мы обучили управленческую команду и помогли компании выйти на новый уровень продаж
Как мы помогли внедрить Scrum в промышленной корпорации
Как обучение помогло адаптироваться к изменениям в период активного роста компании
Как сплотить управленческую команду на основе общих ценностей
Как мы помогли IT-специалистам прокачать навыки общения и улучшить работу с клиентами
Как сделать топ-менеджеров разных ресторанов одной командой



